Van Cleef & Arpels – секреты мастерства
Эта тема будет интересна тем, кто далек от ювелирного производства, но хочет узнать, как творится это волшебство. Компания Van Cleef & Arpels на своем сайте раскрывает некоторые секреты ювелирного мастерства. Все материалы и фотографии взяты с сайта фирмы.
Витражная эмаль
Прозрачная витражная эмаль, напоминающая цветное стекло, создает восхитительную игру света. Сначала мастера изготавливают ажурный каркас изделия, затем пространство между перегородками постепенно заполняют эмалью, подвергая каждый ее слой обжигу. В результате получается яркое, красочное, играющее на свету изображение.
Нанесение перегородчатой эмали на крылья бабочки, часы Lady Arpels Papillon Automate
Эмаль в технике гризайль
Эмаль в технике гризайль, возникшая в Лиможе в XVI веке, поражает удивительным эффектом игры света и тени, который достигается благодаря взаимодействию всего двух цветов. Металлическую основу покрывают черной или синей эмалью, которую затем расписывают белой краской «Blanc de Limoges», нанося ее более тонким, полупрозрачным, или более плотным слоем. Такое двухцветное изображение придает циферблату таинственную глубину. Мастера Van Cleef & Arpels используют эту технику также в сочетании с цветными эмалями, чтобы создавать задний план изображения изысканных пастельных тонов.
Нанесение первого слоя эмали на циферблат, часы Lady Arpels Pont des Amoureux
Выемчатая эмаль
Сначала в металлической основе делают углубления, повторяющие очертания будущего мотива. Эти углубления заполняют влажной порошковой эмалью и обжигают изделие. Процесс повторяют несколько раз, после чего излишки эмали удаляют с помощью пескоструйной обработки. В результате получается красочное изображение с тонкими блестящими металлическими контурами.
Нанесение выемчатой эмали, часы Lady Arpels Ballerine Enchantée
Эмаль vallonné
Эмаль vallonné представляет собой разновидность выемчатой эмали, только дно углублений в металле делают не ровным, а рельефным. Благодаря этому цвета становятся насыщеннее и приобретают дополнительные оттенки, а изображение на циферблате как будто оживает.
Нанесение эмали vallonné, часы Midnight Constellation Gallus
Эмаль cabochonné
Эта техника предполагает нанесение нескольких объемных слоев эмали для получения гладкой выпуклой поверхности.
Нанесение эмали cabochonné, часы Charms Extraordinaise Désir
Эмаль paillonné
Между двумя слоями эмали мастера помещают фольгу («paillon»), которая придает прозрачной эмали яркое и изысканное свечение.
Нанесение перегородчатой эмали, часы Lady Arpels Papillon Bleu Nuit
Гильоширование
Гильоширование – традиционная техника гравировки, используется Домом с 1910-х годов для отделки предметов, аксессуаров, часов и украшений. Объемные прожилки, расходящиеся подобно солнечным лучам, создают на поверхности металла тонкий рельеф, усиливающий поток отраженного света. Эта техника подразумевает гравирование тончайших полосок, в основном на поверхности драгоценных металлов, но теперь и перламутра. Расположенные в форме солнца, волнистые или перекрещивающиеся линии образуют изящные блики света, переливающиеся при движении.
Сегодня техника гильоширования часто встречается в коллекциях Дома, в частности, с 2008 года в серии Alhambra.
Брошь Papillon, золотое гильоше и прозрачная эмаль, 1966 год.
Часы-подвеска, платиновое гильоше и прозрачная эмаль, жемчуг и бриллианты.
Lady Arpels Féérie Rouge, прозрачная эмаль на золотом гильоше
Впервые Van Cleef & Arpels использовал эту традиционную художественную технику в 1910-х для украшения циферблатов часов, а в 1930-х она также появилась на корпусах, пудреницах и драгоценных Минодьерах.
Пудреница, золотое гильоше, конец 1940-х годов
Портсигар, золотое гильоше и бриллианты, конец 1930-х годов
Невидимая оправа
Невидимая оправа – это легендарный символ мастерства Van Cleef & Arpels. Благодаря уникальной технике закрепки, запатентованной в 1933 году, драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды и бриллианты) устанавливают таким образом, что металл остается скрытым от глаз наблюдателя.
Секретом создания невидимой оправы владеют лишь немногие ювелиры, достигшие высочайшего мастерства. Эта техника настолько сложна, что огранка каждого камня занимает до восьми часов.
Проверка перед сборкой, колье Cascade Mystérieuse
Подборка рубинов для часов из коллекции Высокого ювелирного искусства Pavot Mystérieux
Брошь Pomme de Pin из коллекции Quatre contes de Grimm с камнями в оправе Navette
Брошь Cadix и гуашевый эскиз, белое золото, платина, розовое золото, рубины в невидимой оправе Mystery Set, бриллианты, коллекция Flowers
В невидимой оправе Vitrail драгоценные камни остаются открытыми с обеих сторон, сверху и снизу, благодаря чему усиливается игра света. Тщательно отполированные, они являют миру целую симфонию бликов, отражений и переливов цвета, что наглядно демонстрирует такое произведение Высокого ювелирного искусства, как брошь Panache Mystérieux.
Колье Entrée en Scène, белое и розовое золото, рубины в невидимой оправе Mystery Set, бриллианты, коллекция Une Journée à Paris
Брошь Panache Mystérieux, белое золото, цветные сапфиры в невидимой оправе Vitrail, коллекция Quatre contes de Grimm
Брошь Pomme de Pin, белое золото, полированные изумруды в невидимой оправе Navette, бриллианты в невидимой оправе Navette, изумруды, хризопраз, бриллианты, коллекция Quatre contes de Grimm
Брошь Licorne, белое и розовое золото, сапфиры в невидимой оправе Mystery Set, изумруды, сапфиры, бирюза, бриллианты, коллекция Arche de Noé racontée par Van Cleef & Arpels
Надо же! Столько видов эмали я и не знала. Спасибо, что рассказали! Вера, а напишите про грузинскую перегородчатую эмаль минанкари. Может быть, это тоже будет интересно.
Марина, спасибо! Минанкари буду иметь в виду. Буду собирать материал.
Какая техника нанесения эмали! Сколько их!
И какие роскошные украшения с камнями! Красиво посажены камни, не видно их крепления. Я влюбилась в перышко
Перышко просто сказочной красоты удивительно подобраны камни))
Спасибо! Очень интересно, особенно то, что совершенно непонятно технически, но очень красиво!!!!
Наталия, спасибо! Да, по невидимой оправе не хватает схемы огранки камня в разрезе. Думаю, там есть канавки для направляющих. Но это мои домыслы))
Щыра дзякуй. Вельмi цiкава!
Людмила, спасибо! Рада, что понравилось))
Всегда интересно смотреть на руки Мастеров, ваяющих чудо))) И снова невидимая оправа и отсыл к пластичности текстиля — восхотительное (опечаталась, но не стала исправлять))) колье, спасибо, Вера!!!
Опечатка привела к рождению словесного шедевра. Я тоже восхищаюсь и хочу эти украшения))
Спасибо, Верочка, теперь понятно как создаются шедевры. Очень интересно. Какая сложная техника Мистери сет! Все изделия великолепны !
Спасибо, Зоя! Конечно, далеко не все стало понятно)), но хотя бы чуть-чуть понятнее)) Всегда интересно заглянуть за кулисы))
Это Вам спасиботза такие интересные топики!
как интересно! Огромное спасибо!
Инесса, Спасибо Вам! Вопросы по технологии эмали задают часто)) Здесь, конечно, не все ответы, ну хотя бы некоторые))
Какой познавательный экскурс в тайну производства этого великолепия. Ювелирные украшения в невидимой оправе поражают своей красотой! Обработка одного камня до 8 часов — не укладывается в голове! Но результат ошеломляет! Сколько удивительного узнаю из ваших топиков, Вера. Всегда чем-то удивляете. Большое Вам спасибо!
Спасибо, Людмила! Думаю, удивляться полезно так же, как и смеяться)) Доброго дня!
Спасибо, Вера! Мне очень нравятся Ваши топики, я с большим удовольствием их читаю и смотрю, поэтому это не только полезно, но и очень интересно!
И с нетерпением ждём продолжения!
Людмила, спасибо! Так много прекрасного вокруг нас, так что продолжение следует))