Керамика MOORCROFT. Секреты мастерства.
Изделия из керамики MOORCROFT создаются методом формования. Все начинается в судии дизайна, где возникают идеи и проекты будущих форм и декоров. Проект передается в производство, где мастера вырезают из цельного куска гипса прототип будущего изделия. Размеры прототипа должны учитывать 10% усадку элемента в процессе производства.
Блюдо «Золотые лилии», диаметр 35 см, Moorcroft.
Затем из гипса создается главная форма «Блок», обычно состоящая из двух половин. Эта форма будет неоднократно использоваться для воспроизведения рабочих форм по тому же принципу, но с использованием другого типа гипса. Гипс, используемый для формы «Блок», очень плотный, он должен быть прочным, чтобы выдерживать многократное использование. Гипс для рабочей формы должен быть более впитывающим, чтобы после заполнения шликером он хорошо впитывал влагу.
Шликером называют кашеобразную фарфоровую массу или водную суспензию на основе глины, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Как правило, каждая форма «Блок» выдерживает от 30 до 40 «заполнений», прежде чем начнет изнашиваться, особенно вдоль швов.
Заполненные шликером формы отправляют на сушку. Пористый гипс формы постепенно испаряет влагу шликера. Время высыхания изделия среднего размера – около часа. После этого необходимо удалить излишки шликера из центральной части изделия, чтобы создать полую заготовку одинаковой толщины внутри формы. Затем ее оставляют внутри формы для продолжения сушки. Опытный специалист удаляет излишки глины, проводя ножом по верхнему краю изделия, при этом он определяет степень высыхания изделия, если глина достаточно твердая, ее вынимают из формы и помещают в сушильную комнату на ночь.
На следующий день глиняная форма вручную обтачивается на токарном станке, чтобы устранить боковые выступы и излишки глины.
Затем глиняная заготовка шлифуется, чтобы удалить любые следы инструмента и придать гладкость поверхности изделия.
Именно на этом этапе отпечатываются первые из трех заводских клейм: клеймо MOORCROFT, «Сделано в Сток-он-Трент, Англия» и штамп с датой.
Для подготовки изделия к декорированию изделие шлифуют натуральными морскими губками, которые обеспечивают необходимую гладкость поверхности.
Создание декора начинается с рисунка, который дизайнер передает в бумажном виде трассировщикам. Опытные трейсеры наносят рисунок на прозрачный целлофан, используя традиционную ручку и специальные чернила. Чернила остаются влажными на целлофане до тех пор, пока рисунок не перенесут на изделие. Стоит добавить, что в печи чернила выгорают. Целлофан накладывают на поверхность, и мастер аккуратно разглаживает его кончиками пальцев, перенося чернильный рисунок на глину.
Затем шликером создается объемный контур рисунка. Специалист, который выполняет эту операцию, называется тюблайнером. По готовому рисунку он прокладывает контур с помощью инструмента, аналогичного кондитерскому мешку. Пластиковый мешок держат в ладони, продавливая шликер на поверхность изделия через стеклянную трубку. Посмотрите, какую твердую руку нужно иметь, чтобы так ровно и точно выложить контур рисунка. Обучение тюблайнера занимает несколько лет. В последние годы на этом этапе отделки часто применяется техника сграффито, которая заключается в создании дополнительного рельефа с помощью острого металлического инструмента, что позволяет вносить дополнительные детали в дизайн, разнообразить фактуру и обогатить декор.
После завершения прокладки контура изделие помещают в сушильную комнату на ночь. Температура и влажность устанавливаются таким образом, чтобы контур высыхал, а также глина стала достаточно сухой, чтобы впитать краситель на следующем этапе.
Используемые краски представляют собой водные растворы оксидов металлов, смешанные с гуммиарабиком для загущения. Художники преимущественно используют технику растекания. На кисть набирается большое количество краски, которая наностися на участок, ограниченный контуром, а мастер направляет растекание в нужном направлении, наклоняя изделие. Водорастворимая краска впитывается в глину практически сразу. Художник может создавать слои краски для достижения нужной глубины цвета на готовом изделии. В некоторых случаях для достижения определенного оттенка в одной области может использоваться 2 или 3 разных цвета.
Раскрашенное изделие готово к первому обжигу и его помещают в муфельную печь. Требуется приблизительно 8 часов, чтобы печь достигла температуры 1100 °C, при которой происходит запекание глины и красок.
После остывания изделия тщательно проверяют на наличие повреждений, например, трещин от обжига, и наносят окончательные отметки, включая знак авторского права, год создания дизайна, номер изделия, если оно выпущено ограниченным или пронумерованным тиражом, индивидуальную маркировку дизайнера.
Последний этап – нанесение глазури. Каждое изделие опускают в глазирующий раствор. Пористая структура черепка впитывает влагу, оставляя корочку глазури на поверхности. Изделию дают высохнуть в течение ночи. На следующее утро глазурь разглаживают вручную, основание изделия очищают, чтобы оно не прилипало к полке печи. Во время обжига покрытие из глазури плавится, создавая глянцевое прозрачное покрытие, сходное по составу со стеклом. Обжиг в печи занимает примерно 8 часов при температуре, достигающей 1100 °C. На этом завершающем этапе между глиной, краской и глазурью происходит химическая реакция, проявляющая истинные цвета готового изделия.
А вот и результат.
Ваза «Уитби», высота 50 см, Moorcroft, дизайн Кэрри Гудвин, 2018 г.
Уитби - очаровательный портовый город на восточном побережье Йоркшира в устье реки Эск, считается, что именно здесь капитан Кук научился морскому делу. Здесь также находятся руины аббатства Уитби, где жил Кедмон, первый английский поэт.
Ваза «Луговое попурри», высота 22,5 см, Moorcroft, дизайн Кэрри Гудвин. Детали лепестков и крылья бабочек проработаны вручную в технике сграффито.
Два керамических панно из серии «Кошачий сон», высота 39 см, Moorcroft, дизайн Рэйчел Бишоп.
Ваза «Маки», высота 19,5 см, Moorcroft, дизайн Эммы Боссонс.
Лампа «Семья через цветы», высота 39,5 см, Moorcroft, дизайн Эммы Боссонс. Цветы графств Чешира, Эссекса, Стаффордшира и Вустершира, а также цветы Сити Лондона и Бристоля включены в одну из лучших коллекций ламп, когда-либо разработанных в Moorcroft.
Керамическое панно «Журавли», высота 34,5 см, Moorcroft, дизайн Эммы Боссонс.
Журавли вымерли в Великобритании в 1600-х годах, но в 1970-х годах они стали снова появляться в Норфолке. Королевское общество защиты птиц (RSPB) завезло около 100 птиц, большее количество которых селится на землях, находящихся в ведении RSPB.
Ваза «Конфетти», высота 20 см, Moorcroft, дизайн Эммы Боссонс.
Ваза «Франжипани (плюмерия) и друзья», высота 26,5 см, Moorcroft, дизайн Эммы Боссонс, 1999 г.
Ваза «Чары», высота 18 см, Moorcroft, дизайн Эммы Боссонс.
Ваза «Щедрость Бриджуотера», высота 17,5 см, Moorcroft, дизайн Эммы Боссонс.
Ваза «Итальянский ирис», высота 12,5 см, Moorcroft, дизайн Никола Слейни.
Ваза «TASMANIAN BLUE GUM», высота 12,5 см, Moorcroft, 1993 г.
Ваза «Саадианская», высота 22,5 см, Moorcroft, дизайн Ширли Хейс.
Ваза «Беседка Беатрис», высота 20 см, Moorcroft, дизайн Ширли Хейс.
Какой сложный и долгий процесс… Но зато и как красиво! И представляю, как следят за качеством...
Безусловно контроль на всех этапах, отбраковывают строго. Но и стоимость высокая
Слов нет, просто читаешь, удивляешься и любуешься красотой!
Спасибо, Людмила! Всегда интересно узнать, как сделана работа. Оказывается — все не так просто, как казалось))
Вот оказывается какой длительный и трудоемкий процесс изготовления этих шедевров ! Поэтому эти изделия приковывают внимание, поднимают настроение, очаровывают. Потому что та энергия, которую вложили мастера, передается зрителям. Было очень интересно ознакомиться, какой замечательный результат. Все представленные вазы великолепные! Спасибо, Верочка за труд.
Зоя, спасибо! Без разделения труда, конечно, не обойтись, для современного производства. Самый интересный и творческий этап — это, конечно, дизайн))
Обожаю познавательные фильмы ВВС — и сегодня как бы посмотрела один из них!!! Очень хочется, чтобы эти технологии сохранились (а то сейчас 3Д принтер, компьютер — главное имитация). Как говорится — пусть у ценителей прекрасного кошелёк не истощается, чтобы мастера продолжали творить ))). Спасибо, Вера, вдохновительно — на раз-два шедевров не бывает))).
И в самом деле, похоже на познавательный фильм)) Наверное, этого не избежать, когда речь идет об изнанке производственного процесса) А что касается принтера — у него свои задачи) Чашку из глины на нем не сотворишь. И все равно в городе масса гончарных студий. Людям хочется делать вещи, которые несут на себе отпечаток индивидуальности, искру творчества. Пусть чашка и кривовата, но другой такой нет больше ни у кого) Спасибо, Мелена!
Согласна, дышим в унисон)) За бриллианты в драгметаллах что переживать — туда не зарастёт тропа желающих. А в таких случаях, где ценность определяется дизайном и уникальной технологией — тут спрос (скорее уровень жизни) определяет жизнеспособность мастерских. Респект королеве, что следит «за своими» )))