Моховой или дендритовый?
Вот почему я вынесла знак вопроса в заголовок: прежде чем приступать к работе, мне потребовалось уяснить для себя разницу между моховым и дендритовым агатом. И вообще: агат или халцедон? Как правильно? В разных источниках иногда ставят знак равенства между всеми этими понятиями. Так что пришлось взять в руки учебник. Вот что я прочла в книге «Ювелирные камни» (Н.И. Корнилов и Ю.П. Солодова, изд. 1987 г.):
«Полосчатые разновидности халцедона представлены агатами и ониксами. В агатах слои различной окраски, расположенные в основном параллельно друг другу, расходятся концентрическими кругами причудливых волнистых очертаний. Камни с прямыми полосами и слоями называют ониксами или ленточными агатами…
…Дендритовые включения, сферолиты и чешуйки минералов зеленого цвета образуют моховой агат, или моховик; узоры хлорита в нем порой имеют причудливые очертания и напоминают лесные пейзажи, дремучие заросли, ветви или таинственные водоемы. Марганцевые дендриты черного цвета, разветвляясь по трещинам халцедона, чаще всего бывают похожи на ветви деревьев или кустарников, а также образования, подобные тонким морозным узорам на стекле. Подобные халцедоны назывались моккским камнем.»
Цвет рисунка таких самоцветов разнообразен: чёрный, бурый, жёлтый, рыжий, красный, зелёный, серый – всего не перечислить. Красота дендритовых агатов издавна привлекала ценителей красоты минералов. Эти замечательные создания природы использовали в ювелирных изделиях, достойных лучших музейных собраний, таких, как Королевская коллекция британских монархов.
Золотая шкатулка с крышкой из дендритового агата, украшенная розовой гильошированной эмалью и бриллиантами, длина 4,6 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, 1894 г., Королевская коллекция британских монархов. Эта шкатулка - подарок королеве Марии от царя Николая II и царицы Александры Федоровны на Рождество 1894 года.
Золотая шкатулка с крышкой из дендритового агата, украшенная розовой гильошированной эмалью, длина 3,4 см, мастер Хенрик Вигстрем, фирма Фаберже, 1903-1908 гг., из Королевской коллекции британских монархов.
Золотая табакерка с панелями из дендритового агата, длина 4,3 см, Антуан Лашодель (работал в 1744-50 гг.), Париж, из Королевской коллекции британских монархов.
Табакерка из дендритового агата в золотой оправе, диаметр 5,5 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1765 г., Дрезден, из Королевской коллекции британских монархов.
Интересный факт: популярность дендритового агата была столь велика, что мастера-ювелиры стали создавать изделия с эмалью, украшенной узорами, имитирующими этот камень.
Золотая шкатулка, украшенная розовой гильошированной эмалью с имитацией дендритового агата, диаметр 5,7 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, 1876-1896 гг., из Королевской коллекции британских монархов.
Золотая бонбоньерка, украшенная эмалью с имитацией дендритового агата, диаметр 6,3 см, Жозеф-Этьен Блерзи, Париж, 1778 г.
Кнопка звонка в виде слоника из мохового агата с бриллиантовыми глазами на подставке из белого агата, украшенная золотом и гильошированной эмалью, высота 6,5 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, 1889-1903 гг.
Слон, как символ датского королевского дома и древнего ордена Слона - высшего рыцарского ордена Дании, стал важным символом для российской императорской семьи после женитьбы императора Александра III на принцессе Датской Дагмаре, впоследствии императрице Марии Федоровне. Подобный слон с датского ордена стал украшением нескольких важных императорских заказов Фаберже, в том числе императорского яйца 1903 года, пасхального подарка от императора Николая. II своей матери.
Золотая табакерка с отделкой из черепахового панциря и дендритового агата с рисунком, напоминающим зимний закат, длина 7,8 см, Адриен-Жан-Максимилиан Вашетт, Париж 1789 г. Когда-то эта табакерка принадлежала Евгении, императрице Франции (1826-1920).
Золотая табакерка с дендритовым агатом, длина 6,2, Париж, 1756 г.
Табакерка когда-то принадлежала княгине Екатерине Дашковой (1742-1810), наперснице и подруге Екатерины II. Княгиня подарила ее вместе с другими сувенирами своей спутнице Марте Уилмот во время ее ссылки в Троицком между 1804 и 1810 годами. Мисс Уилмот вышла замуж за мистера Брэдфорда, капеллана британского посольства в Вене, и вместе с дочерью Кэтрин составила описательный каталог коллекции с акварельными иллюстрациями, известный в семье как «Зеленая книга». Табакерка была включена в каталог со следующей подписью: «Древесный агат или камень мокко — самая красивая шкатулка. Центр крышки поднимается при прикосновении к определенной пружине, демонстрируя миниатюрную картинку. Портрет удален».
Чаша из мелкозернистого мохового агата в золотой оправе бриллиантами и рубинами, диаметр 5,9 см, вероятно, Императорская гранильная мануфактура, Петергоф, ювелир неизвестен, около 1900 г.
Портсигар из мохового агата в оправе из золота с лунным камнем и эмалью, длина 9 см, Cartier, Париж, около 1930 г.
Табакерка в форме корзины из дендритового агата в золотой оправе с рубинами и бриллиантами, диаметр 5,7 см, около 1760 г., Германия или Англия.
Табачная бутылочка из мохового агата с коралловой пробкой, XVIII-XIXвек, Китай.
Визитница из серебра с кабошоном из дендритового агата, золотыми масками и эмалевыми вставками, длина 9,2 см, Федор Лорие, Москва, 1899-1908 гг.
Табакерка из дендритового агата в оправе из позолоченного серебра с марказитом, длина 6 см, Париж, середина XIX века.
Солонка в готическом стиле из мохового агата, поддерживаемая дамой на белом олене, играющей на лютне, оправа из позолоченного серебра с эмалью, высота 10,5 см, вероятно, Австро-Венгерия, XIX век.
Часы из золота с эмалью, агатом, сердоликом и жемчугом, высота с подвеской, 10,8 см, Уильям Илбери, Лондон, около 1800 г.
Табакерка с дендритовим агатом в оправе из позолоченного серебра, длина 5,3 см, Париж, 1726-1732 гг.
Чаша из мохового агата в оправе из позолоченного серебра с эмалью, высота 12,2 см, Германия, конец XIX века.
Шкатулка из нефрита с дендритовим агатом в оправе из позолоченного серебра, диаметр 7,4 см, возможно, Василий Агафонов, Москва, 1908-1917 гг.
Агаты, в которых рисунок дендритовых включений складывается в некую картину, часто называют пейзажными.
Украшенная бриллиантами и эмалью печать с дендритовым агатом, высота 3,6 см, мастер Хенрик Вигстрем, фирма Фаберже, около 1910 г.
Флакон из золота с встроенными часами, украшенный дендритовым агатом и рубинами, высота 12,7 см, Лепин (Lépine a Paris), Париж, около 1770 г.
Шкатулка из серебра с эмалью, передняя панель выполнена из резного перламутра в виде льва с серебряной головой и хвостом и рубиновыми глазами, боковые панели из мохового агата, крышка увенчана раненным воином, с телом и щитом из барочного жемчуга, пояс украшен хризолитом, а шлем - рубином, длина 16,5 см, Фредерик Рудольфи, Париж, около 1850 г.
Золотая шкатулка с дендритовим агатом, диаметр 7,6 см, Адриен-Жан-Максимилиан Вашетт, Париж 1789 г.
Золотая шкатулка с голубым дендритовим агатом, длина 9 см, Кристиан Печлер, Париж 1789 г.
Золотая шкатулка с крышкой из дендритового агата, украшенная розовой гильошированной эмалью и бриллиантами, длина 7 см, Карл Бланк, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Блюдо с тремя чашами из мохового агата в оправе из позолоченного серебра в виде путто, борющегося с рыбой, ширина 23,3 см, вероятно, Германия, конец XIX века.
Портсигар из позолоченного серебра и золота со вставкой из дендритового агата, украшенный гильошированной эмалью и бриллиантами, длина 9 см, мастер Хенрик Вигстрем, фирма Фаберже, около 1913 г.
Кнопка звонка из звездчатого сапфира на пластине из мохового агата, золотая змейка с изумрудными глазами украшена рубином, длина 9,7 см, вероятно, Россия, конец 19 века.
Золотая шкатулка с дендритовым агатом, диаметр 4 см, вероятно, Лондон, около 1750 г.
Прекрасная статья и восхитительные работы! Спасибо!!!
Спасибо, Ольга! Очень уж тема благодатная))
Агат — целый мир красоты, гармонии, изящества. Совершенно самодостаточный камень. Любое изделие с агатом обворожительно, от которого нельзя оторвать глаз. Вера, огромное спасибо!
Что верно, то верно. Но и качество оправы тоже немаловажно)
Вера, большое спасибо за статью и прекрасные впечатления от такой красоты! Агат многолик и красив!
Это так. Можно вглядываться и находить в нем все новую красот, что-то ране не замеченное) Спасибо, Люба!
Спасибо Вера! Тема освещена со всей глубиной, как всегда! Респект )) Пейзажные агаты просто «отвал башки»)))
От нашего стола тоже десертище )) Трансляция долго висеть не будет, успевайте — это с фестиваля Вадима Репина, он сам в первом отделении. Была на концерте — восторг!!
Шелковый путь — YouTube
Спасибо, Мелена! Очень понравилось)) Конечно, лучше такой концерт слушать в зале — это настраивает)
Какая роскошная подборка!
Спасибо, Галина! Рада, что понравилось. Заходите
Роскошные вещи! Мной обожаемый агат… Он так разнообразен...
Удивительные миниатюрные шкатулки-табакерки.
Да, вот тоже обратила внимание на размер. Некоторые совсем крошечные — одно колечко поместится)
Спасибо вам!
Спасибо, Надежда!
Очередная экскурсия в Музей!!! Очень все красивое!!! Спасибо!!!
Спасибо, Наталья! Экскурсия в кладовые Природы))
На этот камень можно бесконечно смотреть!!! Как получаются эти «веточки», что за процесс идет в самом камне? Я про образование жемчужины вспомнила, поэтому и вопрос возник. Спасибо, можно любоваться и любоваться!!!
Спасибо, Наталия! Прочла, что ученые до сих пор не выяснили механизм образования агатов и халцедонов вообще. Ведь по составу это тот же кварц, но совершенно другое агрегатное состояние. Ну а веточки — тут понятно, что трещины, но не понятно, как они складываются в такие картины)) Наверное так образуются и морозные узоры, только очень-очень медленно )
Какой многоликий изумительный агат, он то голубой, то разных оттенков зеленого, то красный! А пейзажи можно рассматривать бесконечно ! Два дня любовалась, наконец, решила высказаться, хотя смогу ли я выразить словами свои восхищения! Не зря в песне поется «Глаза блестели как агаты»! Верочка, спасибо за прекрасный пост о таком удивительном обворожительном камне и за историю о предметах искусства.
Спасибо, Зоя! Кстати, о глазах-агатах. Я всегда удивлялась этому сравнению. А тут прочитала, что агат с давних времен красили в черный цвет (агат никогда не бывает черным — только темно-коричневым). Агат вымачивали в меду, а когда камень достаточно пропитывался медом, его запекали. Мед чернел и окрашивал минерал в черный цвет.
Верочка, спасибо за разъяснение! Как интересно !
Не за что) мне просто необходимо было это кому-то сказать))
Спасибо)) Наверное такое действие позволяло получить чёрный камень с природный блеском. Другие чёрные (известные мне со 2 курса лабораторных занятий по геологии)) имеют матовую поверхность.
Не могу сказать. Я это вычитала, но в руках не держала)) У меня есть бусины для бижутерии из темного природного агата. Блестящие — но это зависит от полировки. Даже если они кажутся однородными, можно разглядеть в них легкую полосчатость и полупрозрачность.
Вера, это мой такой личный юмор))) Спец по камням из меня нулевой)) Единственная тройка в зачётку за всю учёбу — это как раз лабы по геологии. Они были 4-ой парой, я до неё просто «не доживала».
У меня тоже была такая единственная тройка по лабам — запомнилась на всю жизнь))
Природа создаёт такие шедевры, что диву даёшься. И что интересное, что одинаковых рисунков не встретить. И Вы правильно, Вера, сказали, что оформление играет огромную роль подчёркивая красоту камня.Очень понравилась Золотая бонбоньерка, украшенная эмалью с имитацией дендритового агата, прямо в душу запала. Спасибо, Вера, за такие тонкости из мира камней, очень интересно было окунуться в волшебство природы.
Спасибо, Людмила! В юности думала: а не поступить ли в геологический — все из-за любви к красивым минералам)) Но у меня было много разных интересов, так что выбрала другую стезю. Но любовь к красивым самоцветам сохранилась на всю жизнь))
То, что природа создала неповторимые камни это понятно, но вот что люди так умело использовали эти камни в своих творениях это настоящее волшебство.
Изабелла, в ваших работах, безусловно, это умение присутствует))
Спасибо, Вера!