«Амфора» - богемская керамика в стиле модерн
Фирму по производству художественной керамики «Amphora» в местечке Терн-Теплице (Трнованы), в Богемии (ныне Чешская Республика), основал Альфред Штельмахер. Он родился в 1837 году в городке Штайнхайд в Тюрингии, работал на керамических заводах в этом районе, где и освоил премудрости ремесла. Свою первую фарфоровую фабрику Штельмахер основал в Турне в 1876 году. Фабрика производила фарфоровые цветы, которые превосходили по качеству французские изделия. В 1870-х годах Штельмахер разработал новый керамический материал, который стал известен как фарфор цвета слоновой кости из-за его мягкого желтоватого оттенка и матовой поверхности. Новый материал позволил керамисту создавать более сложное моделирование и детализацию форм.
В 1892 году Альфред Штельмахер организовал фарфоровый завод Riessner, Stellmacher & Kessel (RStK). Это было в полном смысле слова «семейное дело». Владельцы были родственниками Альфреда: Карл и Ханс Рисснеры и Рудольф Кессель были его зятьями, а Эдуард Штельмахер - его сыном. И все они имели художественное образование. Карл Рисснер, который учился в Художественной академии в Праге, занимался финансами фирмы. Ханс Рисснер, который учился в Венской школе искусств и ремесел одновременно с Густавом Климтом, был техническим директором, а Рудольф Кессель занимался торговыми вопросами. Художественным руководителем был Эдуард Штельмахер, получивший образование в Академии художеств и ремесел в Дрездене. Шурин и однокашник Эдуарда по Академии, Пауль Даксель, был креативным дизайнером фирмы.
Новая компания получила известность под маркой «Amphora» и прославилась благодаря своему художественному фарфору в стиле ар-нуво в конце XIX века. Коллекция компании получила высшую награду на Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго и Золотую медаль на выставке в Сан-Франциско, главный приз на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году. Многие изделия фирмы сегодня практически невозможно повторить, а если бы их можно было воспроизвести, то стоимость была бы непомерно высокой.
После 1904 года главные художественные дизайнеры Пауль Даксель и Эдуард Штельмахер покинули компанию, чтобы основать свои собственные отдельные фирмы. После их ухода Ханс Рисснер взял на себя художественное руководство и разработал серию Gres-Bijou, но компания никогда уже не производила столь высококачественную керамику, как с 1895 по 1904 год. Тем не менее фирма продолжала работать под управлением потомков Альфреда Штельмахера до 1945 года, когда и была национализирована чехословацким правительством.
Фигурная фарфоровая ваза, Amphora, около 1900 г.
Фарфоровая ваза с морским чудовищем, дизайн Эдуарда Штельмахера, высота 22,5 см, Amphora, около 1902 гг.
Драконы, динозавры и морские чудовища были центральной темой компании Amphora на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Сегодня они являются одними из самых востребованных и дорогих продуктов этой мануфактуры. Эдуард Штельмахер создал целую серию ваз с монстрами примерно в 1900 году. Его вдохновили рисунки из современных журналов и японские гравюры на дереве XIX века. Гротескная керамика, такая как изделия мануфактуры Amphora, отвечала художественному вкусу покупателей того времени.
Фарфоровая ваза с осьминогом и крабом, дизайн Эдуарда Штельмахера, высота 50 см, Amphora, около 1900 гг.
Ваза с драконом, дизайн Эдуарда Штельмахера, высота 41 см, Amphora, 1901-1902 гг.
Керамическая ваза «Фазан», дизайн Эдуарда Штельмахера, высота 41 см, Amphora, около 1905 г.
Фарфоровая ваза «Ирис», высота 55 см, Amphora, около 1901 г.
Большая фарфоровая ваза с ручками в виде грифонов, высота 52,5 см, Amphora, около 1900 г.
Полихромная ваза с двумя ручками, высота 24,5 см, Amphora.
Фарфоровая ваза «Летучие мыши и ягоды», высота 24,5 см, Amphora, около 1900 г.
Эмалированная фарфоровая ваза, высота 37 см, Amphora.
Фарфоровая ваза «Стрекоза», высота 41 см, Amphora.
Фарфоровая ваза, Amphora, начало ХХ века.
Фарфоровая ваза, Amphora, начало ХХ века.
Фарфоровая ваза «Сказочная принцесса», высота 20 см, Amphora, около 1900 г.
Фарфоровая ваза «Аллегория Германии», расписанная Николаусом Каннхойзером, высота 30,8 см, Amphora, около 1900 г.
Фарфоровая ваза «Аллегория Франции», высота 28 см, Amphora, 1892-1905 гг.
Фарфоровая ваза «Аллегория России», высота 28 см, Amphora, около 1899 г.
Фарфоровая портретная ваза, расписанная Николаусом Каннхойзером, высота 15,2 см, Amphora, 1892-1905 гг.
Фарфоровая портретная ваза, высота 23,7 см, Amphora, 1892-1905 гг.
Керамическая ваза «Бабочка и цветок», дизайн Пауля Дакселя, высота 21 см, Amphora, около 1895-1898 гг.
Полихромная фарфоровая ваза, высота 33 см, Amphora.
Фигурная ваза, дизайн Ханса Рисснера, высота 64 см, Amphora, около 1900 г.
Керамический полихромный кувшин, Amphora, около 1900 г.
Керамическая ваза, дизайн Пауля Дакселя, высота 27 см, Amphora.
Большое фигурное керамическое блюдо с девушкой в стиле модерн у бассейна, дизайн Эдуарда Штельмахера ширина 49,5 см, Amphora, около 1900 г.
Керамическая ваза с изображением леса и лепными грибами, дизайн Пауля Дакселя, высота 28,6 см, Amphora, около 1906-1907 гг.
Керамическая ваза «Сосны», дизайн Пауля Дакселя, Amphora, около 1908-1909 гг.
Альфред Штельмахер (1837-1906)
спасибо, Вера!!! Вы, наверное, исскуствовед по образованию или историк… широкий диапазон: Восток и Запад, Европа и Азия. С большой любовью пишите, живете этим. Тепло. Спасибо за Ваш вклад. В наше время, по нашей жизни, это дорогого стоит.
Спасибо, Анна! По образованию я инженер, но давно интересуюсь историей искусства. Это одно из моих хобби))
Начала смотреть без особого энтузиазма, осьминоги не очень мне как-то, а потом … такая красота открылась, совершенно новая стилистика, смотрела и смотрела! Потрясающе, сколько разного может придумать и осуществить Мастер! Спасибо, Вера!
Спасибо, Наталия! Без осьминогов тут не обойдешься — что было, то было) а вот портретные росписи, действительно совершенно особенные. А ещё вазы в духе Сецессиона — чудо как хороши)
Потрясла ваза «Сосны» своими реальными шишками. Удивляет не только фантазия мастеров, но и реализация замысла
Ваза действительно очень интересная, меня поразила необычная цветовая гамма. И ведь действительно, на закате стволы сосен становятся розовыми) а ещё контраст: шишки такие реалистичные, а вся остальная роспись очень стилизованная, но при этом просматриваются и иголки, и намек на небо на горлышке вазы. Хороша!
Какой красавец Альфред Штельмахер! Таких лиц сейчас не встретишь! Когда семья была сплаченная, все шло хорошо. Какие удивительные вазы — красоты необыкновенной! Очень понравилось их рассматривать. Жаль, что фирма перестала существовать. Спасибо, Верочка! Несмотря на занятость, Вы находите время нас удивлять !
Отчего же не встретишь — посмотрите на музыкантов в симфонических оркестрах. А какие вдохновенные пожилые леди на концертах в зале ))
Мелена, последние 20 лет я живу в Швеции, здесь таких нет. В основном все черные или арабы, вот такая действительность к сожалению.
Кстати главный воин за культуру -Михаил Казиник тоже давно живёт в Швеции. Он так вдохновенно зажигает, что внешность вообще мимо)) Наберите в ю-тубе, посмеётесь — я когда увидела его супругу — поняла, что кабы не его язык и скрипка — шансов бы не было)))
Спасибо, Зоя! Мне портрет напоминает молодого Эйнштейна, наверное из-за прически)
Безусловно, что лет назад семейные узы были гораздо прочнее, чем сейчас. А бизнес был, как правило, делом семейным. Сейчас все не так, и это наша плата за комфорт и технический прогресс. И это не единственная плата, к сожалению.
Верочка, как Вы точно сказали !
завораживающая красота!!! Спасибо огромное тем, кто сумел сохранить это великолепие и тому, кто рассказал нам об этом-Верочка, Вы, как всегда на высоте! Браво!
Спасибо, Ирина! Сохранить такие вещи как керамика и стекло не просто. Это одно из чудес, которые меня удивляют) у меня от родителей осталась одна ваза с отбитой ручкой и пара бокалов от хрустального чешского сервиза) практически невозможно сохранить такие вещи, если ими пользоваться))