Анри Вевер - украшения в стиле модерн
Имя Рене Лалика известно всем, но мало кому известно имя его современника Анри Вевера (1854-1942), ювелира, жившего в Париже в это же время и создававшего замечательные украшения в стиле Ар-нуво. Его отец, Эрнест Вевер, покинул свой родной Мец в 1871 году, чтобы основать ювелирную фирму в Париже. В 1874 году оба его сына - Поль и Анри, стали партнерами в семейном бизнесе. В соответствии с их образованием и талантами Поль стал отвечать за коммерческую сторону бизнеса, а Анри - за творческую. В 1881 году, когда их отец ушел на пенсию, братья взяли на себя управление семейной фирмой. Их сотрудничество было настолько успешным, что они выиграли Гран-при на Всемирной выставке 1889 года в Париже за украшения с изображением цветов и животных в эмали. После этого впечатляющего успеха они стали постоянными участниками международных выставок, в том числе в Москве (1891), Чикаго (1893), Брюсселе (1897). В 1900 году компания получила второй Гран-при на Международной выставке в Париже за свои изысканные украшения в стиле модерн.
Ювелирные изделия в стиле модерн являются лучшим достижением Вевера. В его дизайне использованы типичные мотивы той эпохи: знойные женщины, цветы и фауна, а также мифические существа. Одним из знаменитых примеров является «Сильвия», кулон, изображающий статную женщину с внушительными крыльями бабочки. На рубеже веков дом Vever встал на один уровень с Lalique в создании украшений. В 1907 году Vever представил новую коллекцию украшений из платины, открывшую новые возможности дизайна.
Анри Вевер вышел на пенсию в 1921 году и оставил бизнес в руках своих племянников, Андре и Пьера, которые продолжали управлять фирмой до 1960 года.
Вевер был очень разносторонним человеком, заядлым коллекционером предметов искусства Востока, историком, критиком и писателем. Он писал много (иногда под псевдонимом Мод Эрнстиль). Его главная книга - «Французская бижутерия в XIX веке», трехтомный хронологический отчет, стал справочником, актуальным и в наше время. В нем он описывает развитие ювелирных изделий с 1800 по 1900 годы. Он воссоздает атмосферу выставок и комментирует работы таких конкурентов, как Fouquet , Falize, Froment-Meurice, Chaumet и Boucheron.. Это бесценный отчет как об украшениях, так и о его времени, потому что светский человек Вевер наполняет свой текст яркими и часто остроумными анекдотами, которые оживляют для читателя те годы.
Подвеска «Сильвия» (золото, эмаль, бриллианты), Анри Вевер, около 1900 г.
Кулон «La Bretonne» в стиле модерн Анри Вевера (золото, эмаль, бриллианты, аметист, около 1900 г.) был продан за рекордную сумму 270 000 долларов - на аукционе Christie's в 2001 году.
Во второй половине XIX века, благодаря таким художникам, как Поль Гоген и Эмиль Бернар из школы Пон-Авен, и поэтам, таким как Корбьер, Ренан, Бризье, бретонская культура стала важным источником вдохновения. Бретонка была увековечена во многих книгах и картинах, а также в украшениях эпохи модерн. Обычно они изображают женщин в традиционных бретонских воскресных костюмах с характерным белым головным убором. Известны как минимум два других произведения Вевера с изображением бретонки, представленных на парижской выставке 1900 года.
Кулон "Ведьмы" по рисунку Эжена Грассе (золото, стекло, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Брошь-кулон с изображением Артемиды с луком и стрелами в колчане (золото, витражная эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Кулон-брошь в виде соцветия глицинии (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Кулон с изображением феи (золото, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Кулон-брошь с растительными мотивами (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Гребень в стиле модерн из музея декоративного искусства (рог, жемчуг), Анри Вевер, около 1900 г.
Пряжка ремня "Сиракузы" из музея декоративного искусства (золото, эмаль, изумруд), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.
Колье "Омфала" (золото, эмаль, яшма, бриллианты), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе).
Брошь "Маргарита" (золото, эмаль, сапфиры, цитрины, топазы), Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.
Брошь в стиле модерн с опалом и бриллиантами, Дом Вевер (рисунок Эжена Грассе), около 1900 г.
Кулон "Пробуждение" (золото, слоновая кость, бриллианты, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Подвеска в стиле модерн (золото, жемчуг, эмаль), Анри Вевер, около 1895 г.
Брошь в стиле модерн (золото, эмаль), Анри Вевер, около 1900 г.
Подвеска в стиле модерн (золото, опал, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.
Брошь в стиле модерн (золото, слоновая кость, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.
Гребень из резного рога, украшенного эмалью, Анри Вевер, около 1900г.
Подвеска в стиле модерн с изображением павлина (золото, опал, изумруд, бриллианты, эмаль), Анри Вевер, около 1900г.
Флакон для духов из аметиста, украшенный бриллиантами, Анри Вевер, около 1900г.
Флакон для духов из агата, украшенный жемчугом, Анри Вевер, около 1900г.
Ожерелье с подвеской из золота с эмалью, украшенный изображением Кибеллы, бриллиантами и жемчугом, Анри Вевер, около 1905 г.
Брошь-кулон из золота в виде бабочки, украшенный витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, Анри Вевер, около 1900 г.
Золотая пряжка в стиле модерн с изображением кузнечика и колосьев пшеницы, Анри Вевер, около 1900 г.
Золотая пряжка в стиле модерн, Анри Вевер, около 1900 г.
Золотая подвеска в стиле модерн, украшенная витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, Анри Вевер, около 1907 г.
Золотая брошь "Амфитрида", украшенная полихромной эмалью и бриллиантами, Анри Вевер, около 1907 г.
Золоток кольцо, украшенная витражной эмалью и бриллиантами, Анри Вевер, около 1890 г.
Серебряная позолоченная пряжка с бирюзой с орнаментом из морских водорослей, Анри Вевер, около 1907 г.
Анри Вевер, около 1895 г.
Как гармонично вплетаются в изделия растительные элементы… Красивые изделия… Вера, БЛАГОДАРЮ и Вас, и Анри Вевера...
Надежда, спасибо! Украшения этой эпохи особенные) очень люблю такие вещи. Конечно, Лалик был одним из лучших, но не единственным)
На выставке Лалика была! Уходить не хотелось. Анри Вевера не знала, спасибо! Красота!!!!
Жаль, что в Питере Лалика не показывали) очень хочу посмотреть
Восхитительно! Спасибо, Вера.
Нина, спасибо!
Причудливая фантазия у товарища! Музейные вещи. Я всегда смотрю на такие произведения с точки зрения нынешней актуальности. В наше время никто не стал бы такие украшения носить, за исключением броши «бабочки», она меньше напоминает ушедший стиль модерна. Хотя ошибаюсь, артисты стали бы носить, основная масса их, умом застряла в тех временах. Они скупают украшения, мебель и другие предметы нафталинных времён и обставляют ими свои жилища, даже сами квартиры покупают в модерновых зданиях.
Эти квартиры стоят не дешево. Да и украшения тех времен тоже). Некоторые из них на последних аукционах ушли за четверть миллиона долларов, это, кстати, «Бретонка»
Спасибо большое Вам, Вера, за красоту!!! Здоровья Вам!!!
Татьяна, вам спасибо!
Изумительный стиль модерн! Какой талантливый человек был Анри Вевер, поражаюсь и восхищаюсь! Верочка, спасибо за просвещение и за это очарование !!!
Зоя, спасибо! Нужно сказать, что и в России были ювелиры, которые творили в этом русле. Но пока у меня мало материала на эту тему. Надеюсь, к осени сделаю стоящую подборку.
Волшебная красота… Очень красиво! Спасибо, Верочка
Леночка, спасибо! Эпоха модерна, это то, что я начала собирать в первую очередь. Конечно, с Рене Лалика.
Какая красота!!! Великолепно и восхитительно)) Все-таки модерн это чудо!!! Потрясающие работы, а подвески, изображающие веточки растений, вообще кажутся живыми)) «Сильвия» — это шедевр, и «Ведьмы» тоже!!! Они все прекрасны, замечательный был мастер, и художники, с которыми он работал, тоже замечательные!!! Спасибо огромное!!!
Спасибо!
Я была поражена красотой и изяществом ,«Ведьм». Удивительно, что не видела ее раньше. Но хорошее фото найти не удалось. Очень напоминает работы Климта из «золотого периода». Приходят на память «Водяные змеи»
Точно! Именно Климт, а я как-то не сообразила сразу. Мне очень понравились «Ведьмы», именно с художественной точки зрения, такой прекрасный образ, немного устрашающий, как и положено ведьмам))
… но магически притягательный образ)
Безусловно!))
Спасибо. Особенно пленила подвеска в стиле модерн.
если это о «Ведьмах», то мне она тоже больше всех нравится)
Я просто влюбилась в украшения со жемчугом.Удивительно обыграны формы жемчуга.
Нраится все… Но как исключительно художественные произведения
Ой, а я бы любую из них примерила с удовольствием)