Керамика Уильяма де Моргана
Ваза с крышкой, Уильям де Морган, из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Уильям де Морган (1839-1917) – английский художник-керамист и писатель родился в семье известного математика Августа де Моргана. Художественное образование он получил в Королевской Академии в Лондоне. Вначале 1860-х годов де Морган сблизился с Уильямом Моррисом, основателем художественных мастерских «Искусство и ремесла». С 1863 года он начал создавать для Морриса дизайны орнаментов для керамической плитки, основанные на традициях исламского искусства, изучением которого он тогда увлекался.
Панно «Акантус» из 66 керамических плиток по дизайну Уильяма Морриса, 169х97 см, Уильям де Морган, около 1876 г.
Двуручная ваза с павлинами, высота 34,3 см, Уильям де Морган, 1882-1888 гг.
Де Морган успешно экспериментировал с глазурями, и технологиями обжига. Он добился получения глазурей с металлическим блеском – люстром. В те времена было модно украшать интерьеры красивой распиской керамикой, а керамика с золотым и медным люстром, которая блестела при свечах и в газовом свете, была особенно популярна в викторианскую эпоху. Страсть к коллекционированию керамики в этот период была повальным увлечением, что служило материалом для шуток и карикатур. Например, карикатура Джорджа дю Морье для журнала «Punch» называется «Острая китаемания»: обезумевшая от горя женщина оплакивает поломку любимой вазы и вопрошает свою дочь: «Для чего мне теперь жить?».
«Острая китаемания» Г. Дю Морье, 1875 г.
Люстровая ваза «Павлин», высота 28,5 см, Уильям де Морган, около 1890 г.
Ваза с золотым люстром, Уильям де Морган, около 1890 г.
Люстр получают нанесением оксидов различных металлов. Мерцающий металлический блеск проявляется во время восстановительного обжига в печи. Процесс обжига очень трудно контролировать, и во время своих ранних экспериментов с самодельной печью Де Морган разрушил крышу своего дома.
В 1872 году Де Морган основал керамическую фабрику в Челси. На пике популярности в студии Де Моргана было 13 сотрудников, которые воспроизводили его дизайны. Самые известные художники-керамисты, с которыми работал Де Морган – это Фред и Чарльз Пессинжеры, к которым в итоге перешло керамическое производство Де Моргана, когда тот разорился. Все-таки он был хорошим художником, но не бизнесменом.
Ваза в персидском стиле, роспись Фреда Пессинджера, высота 38,8 см, Уильям де Морган, около 1890 г.
Декоративное блюдо с изображением двух туканов, диаметр 30 см, роспись Чарльза Пессинджера, Уильям де Морган, конец XIX века.
Уильяма де Моргана в керамике больше интересовала роспись, чем форма. Поэтому формы для керамики часто закупались у других производителей. Его впечатляющие декоративные блюда использовались в качестве украшения стола и интерьера. Будучи сыном математика, Де Морган часто основывался на геометрических принципах. Некоторые из его орнаментов имеют вертикальную линию симметрии, идущую по центру, чтобы создать хорошо сбалансированный дизайн.
Декоративное блюдо с рубиновым люстром, Уильям де Морган, около 1880 г.
Де Морган создал множество небывалых и удивительных животных для украшения своих работ. Популярным времяпровождением в его семье было изобретение новых гибридных существ, неизвестных в традиционных бестиариях. Эти фантастические животные, были высоко оценены викторианской публикой, которая обожала сказки, мифы и легенды.
Декоративное блюдо с рубиновым люстром, диаметр 33 см, Уильям де Морган, конец XIX века.
Декоративное блюдо «Крылатые львы», Уильям де Морган.
Декоративное блюдо «Пегас», Уильям де Морган.
Декоративное блюдо с рубиновым люстром «Дуэль львов», Уильям де Морган.
Декоративное блюдо с красным и золотым люстром «Орел и рыба», Уильям де Морган, около 1905 г.
Декоративное блюдо с рубиновым люстром «Амур на дельфине», Уильям де Морган.
Декоративное блюдо с рубиновым люстром, Уильям де Морган, конец XIX века.
Декоративное блюдо с рубиновым люстром, Уильям де Морган, конец XIX века.
Декоративное блюдо с рубиновым люстром, Уильям де Морган, конец XIX века.
Декоративное блюдо, Уильям де Морган, 1888-1897 гг.
Декоративное блюдо «Павлин» с рубиновым люстром, Уильям де Морган, конец XIX века.
Декоративная тарелка с рубиновым люстром, диаметр 33 см, Уильям де Морган, конец XIX века.
Декоративное блюдо с рубиновым люстром, Уильям де Морган, около 1880 г.
Декоративное блюдо с рубиновым и золотым люстром, Уильям де Морган, около 1880 г.
Керамические панно, Уильям де Морган, около 1890 г.
Очень редкий экспериментальный чайник Cadogan, высота 21 см, Уильям де Морган, около 1888-1898 гг.
В 1907 году Уильям Де Морган оставил гончарное ремесло. Мода на керамику с люстром прошла, наступили трудности со сбытом. Чтобы вытащить его из депрессии, врач посоветовал ему писать, и это привело Де Моргана к очень успешной второй карьере романиста. Однажды он сказал: «Я перешел от плитки к сказкам и от горшков к сюжетам». Как писатель Де Морган стал более известным, чем во времена, когда был художником-керамистом. Его первый роман, «Джозеф Вэнс», был опубликован в 1906 году и стал сенсацией как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах.
Портрет Уильяма Де Моргана с люстровой вазой в руках, работа Эвелин де Морган, 1909 г.
Эвелин де Морган – жена Уильяма Де Моргана, тоже очень примечательная личность. Художница, последовательница прерафаэлитов, она более всего известна картинами с мистическими и готическими сюжетами. Но и портреты ей удавались прекрасно. Судите сами.
Картина работы Эвелин де Морган.
Портреты Элис Милдред и Уиннифред Джулии Спенсер Стенхоуп работы Эвелин де Морган (1855-1919), 44,5х80,4 см, 1884 г.
Эвелин де Морган (1855-1919)
Талантливые люди, талантливые во всем.
Наверняка. Книгу не читала, а керамика прекрасная. Нужно будет найти эту книжку))
Уже попробовала)), но искала аудиовариант и в переводе (не сильна в языках). Я поняла, что упомянутый роман написан «по следам» событий из личной биографии.
Сто лет назад роман был популярен. Не факт, что и в наши дни он актуален. Хотя я люблю викторианскую прозу
Совмещать профессию и бизнес не всем удается, зато какой блистательный керамист художник писатель Уильям де Моргон! Удивительная керамика с металлическим блеском люстрой, каких загадочных животных он изображал. Очень талантливая семья -- отец математик, жена художник. Верочка, отдельное спасибо за портреты! Мы как-будто лично знакомимся с ними. Очень все понравилось. Спасибо, Верочка.
Спасибо, Зоя! Да, хотелось побольше покопаться в биографиях, но с мобильного много не накопаешь)) но материала много, когда-нибудь ещё вернёмся к этой теме)
Большое спасибо! Необыкновенный выпуск получился!
Спасибо, Наталия! Керамика и керамисты очень тесно связаны с художниками. И я каждый раз радуюсь как ребенок, когда нахожу имена и биографии художников, создававших эти прекрасные декора)
Очень интересная тема, роскошные вазы, рисунки удивительные. Спасибо, Вера, большое за очередной познавательный рассказ.
Спасибо, Валентина! Да, тема раскрывается именно тогда, когда начинаешь искать биографию автора. Я даже и сама не знала Эвелин де Морган, пока не прочла биографию ее мужа. При том, что мне нравятся прерафаэлиты, мне ни разу не попадались ее работы.
Спасибо, Вера! Удивительно многогранный топик сегодня)) И про супружеский творческий союз — на портрете Уильяма взгляд любящего и любимого человека )) Действительно — такие вазы, тарелки и панно в бликах света оживут и их «население» приобретёт иллюзию движения)). Мне созвучны сегодня павлины ))
Павлины и вообще все птички, а еще дуэль Львов — потрясающая композиция. Мне мерещится, что во всех декорах проглядывает геральдика. И мне это нравится))