Керамика Катаро Шираямадани
Катаро Шираямадани (Kataro Shirayamadani, 1865-1948), также известный как Китаро Шираямадани – японский керамист и художник, работавший на фабрике Rookwood Pottery в Цинциннати (США) с 1887 по 1948 год.
Родился Шираямадани в Токио. Он уже был опытным художником по фарфору, когда приехал в Соединенные Штаты. Сначала он работал в «Японской деревне» в Бостоне. В этой мастерской японских ремесел он впервые встретил Марию Лонгворт Николс Сторер, которая основала Rookwood Pottery – одну из самых известных гончарных мастерских Америки, в 1880 году. Фабрика известна своими инновационными методами производства и декорирования керамики.
Катаро Шираямадани стал одним из самых известных дизайнеров компании. Его работы часто сочетают влияние японского наследия и передовых веяний стиля модерн. Сделанная им ваза получила главный приз на Парижской всемирной выставке 1900 года. Ваза была приобретена Художественным музеем Филадельфии в 1901 году и до сих пор находится в его коллекции.
Керамическая ваза, получившая главный приз на Парижской всемирной выставке, высота 44 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1899 г., Художественный музей Филадельфии.
Декор этой вазы, вдохновленный японской керамикой, выполнен путем наслоения в живописной манере тонких мазков жидкого цветного шликера (глиняная паста) на темно-кобальтовом фоне под прозрачной глазурью. Эта техника сходна с европейским методом pâte-sur-pâte. Будучи талантливым художником, Шираямадани стал одним из самых опытных мастеров в этой новой для себя технике.
Керамическая ваза с изображением дракона, высота 32,4 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, около 1898 г.
Чешуя дракона на этой вазе покрыта серебром и медью гальваническим способом.
Одним из экспериментальных направлений Rookwood Pottery была технология декорирования керамики путем электроосаждения металлов. Катаро Шираямадани отвечал за разработку и совершенствование этой важной технологии с 1893 года. Он использовал ее в некоторых из своих лучших работ. Серия изделий, декорированных серебром и медью, была представлена на Парижской выставке 1900 года.
Большая керамическая ваза темно-зеленого «морского» цвета, высота 46 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1898 г.
Глубокий темно-зеленый «морской» цвет этой глазури – одна из фирменных разработок Rookwood Pottery. Музей Карнеги гордится вазой с рыбами работы Шираямадани. Морской цвет глазури прекрасно передает ощущение глубины, на фоне которой чешуя рыб блестит осажденной медью.
Керамическая ваза с рыбами, высота 46 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1900 г., Художественный музей Карнеги, Питтсбург.
Керамическая ваза с нарциссами, высота 40,5 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1900 г., Художественный музей Карнеги, Питтсбург.
Керамическая чаша, мастер Катаро Шираямадани, диаметр 28 см, Rookwood Pottery, 1890 г., музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Керамический кувшин, высота 30,8 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1888 г., Художественный музей Филадельфии.
Керамическая ваза с серебряной накладкой, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1892 г., Художественный музей Крокера, Сакраменто.
Двуручная керамическая ваза, высота 37 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1890 г.
Керамическая ваза с изображением пионов, высота 28,4 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1897 г.
Керамическая ваза с изображением лебедей, высота 32,4 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1896 г.
Керамическая ваза «Гинкго», высота 32 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1901 г., музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Керамическая ваза с цветком лотоса, высота 17 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1904 г., музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Керамическая ваза с изображением гуся, высота 10,4 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1901 г., Смитсоновский музей дизайна (Нью-Йорк).
Керамическая ваза с изображением лилии, декорированная медью, высота 31,3 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1898 г., Смитсоновский музей дизайна (Нью-Йорк).
Керамическая ваза с изображением наперстянки, высота 33 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1898 г., Смитсоновский музей дизайна (Нью-Йорк).
Керамическая ваза с изображением лягушки на листе лотоса, декорированная медью, высота 32,5 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1898 г.
Керамическая ваза с изображением ландыша, декорированная медью, высота 23 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1900 г.
Керамическая ваза «Омела», декорированная медью, высота 14 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1902 г.
Керамическая ваза с изображением маков, высота 31,7 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1906 г.
Керамическая ваза с изображением фламинго, высота 26 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1908 г.
Керамическая ваза «vellum glazed», высота 18 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1909 г.
В технологии «vellum glaze», что буквально означает «пергаментная глазурь», используется полуматовая глазурь, придающая легкую размытость живописному изображению.
Керамическая ваза «vellum glazed» с изображением павлина, высота 36 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1907 г.
Известная компания Tiffany Studios заказывала в Rookwood Pottery керамические подставки для своих знаменитых ламп с витражными плафонами. Одна из таких редких ламп с керамикой работы Шираямадани находится в коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес.
Настольная лампа, Tiffany Studios , керамика Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, около 1902 г., Музей округа Лос-Анджелес (LACMA).
Катаро Шираямадани работал в Rookwood Pottery в период с 1887 и до самой своей кончины в 1948 году с перерывом между 1911 и 1921 годами. Лучшие его работы, которые входят в коллекции самых известных музеев мира, выполненные в стиле модерн, были созданы на рубеже XIX и XX веков.
Керамическая ваза с изображением маков, высота 23 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1927 г.
Керамическая ваза, высота 36 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1945 г.
Керамическая ваза с маками, высота 23 см, мастер Катаро Шираямадани, Rookwood Pottery, 1945 г.
Мне одной показалось или это на самом деле мастер так искусно оформлял вазы, что цветы и т.д. находятся внутри вазы. При чём изображения настолько реалистичные и натуральные, складывается ощущение что, если опустить руку в вазу можно дотронулся до цветов. Особенно первое фото. Ещё один гений искусства.
Ольга, спасибо! мне это не пришло в голову, но сейчас я вижу, что есть такой эффект) Работы изумительные, гениальный талант, согласна)
Согласна изумительные, значит мне не показалось и Наталья в комментариях написала об этом же эффекте.
Божественно!
Волшебство творения)
Необыкновенно и очень красиво! Керамика, которая кажется временами прозрачной, из-за глубины окраски. На вазе с рыбами — глубина моря, на вазе с драконом — ночное небо. И это не рисунок, а полное ощущение глубины и пространства. И, согласна с Ольгой, цветы на некоторых вазах — например лотос и водяная лилия- как бы внутри вазы. Смотреть на эти вазы можно очень долго, погружаясь вглубь и находя в них все новое и новое.
Поддерживаю Ваши впечатления)) Казалось бы — керамика, а эффект рисунка на стекле )
По сути глазурь — это стекло. Руквуд разработал много фирменных глазурей с различными свойствами. Я нашла кое-какую информацию на эту тему — очень интересно, еще вернемся к этому вопросу)
Есть эффекты, относящиеся к технологии — фоны, глазури, создающие объем и глубину пространства. Но вот эстетическое чувство и руку художника не заменить никакими техническими новинками, это ТАЛАНТ)
Я воспринимаю встречу с работами японских мастеров как необъяснимую радость, как эстетическое наслаждение. Эти вазы -- само совершенство! Действительно они смотрятся как в трехмерном изображении, какие реалистичные цветы, животные, птицы. Спасибо, Верочка, Ваши посты украшают нам жизнь.
Присоединяюсь )) — у Веры всегда для нас нечто изысканное))
Спасибо, Зоя! Мне приятно это делать для вас))
Спасибо, Вера, большое! Гурманствуем в выходной)) Мои восторги начинаются с выверенных пропорций форм, природных сюжетов (всё как я люблю))) и, конечно, абсолютно волшебного исполнения — всё в лёгкой дымке)).Восхитительно))
Такое гурманство не во вред фигуре)) Спасибо!
Керамика, и при этом ощущение воздушной легкости. Некоторые вазы даже кажутся прозрачными.
Талантливый художник, высокопрозрачные глазури, много труда и экспериментов))
Ощущение, что вазы из стекла, как бы прозрачные. Рисунки и цвета настолько хороши, что вазы воспринимаются как некий натуральный букет.
На некоторых ресурсах Шираямадани называют лучшим художником по керамике всех времен. Вот как!