Русские серебряные солонки
Солонка в виде вазы из позолоченного серебра, увенчанная гербовым орлом, высота 16,5 см, вероятно, работа Александра Гильдебрандта, Москва, около 1795 г.
Звезда и самая старинная вещь этой подборки - позолоченная солонка в виде вазы, судя по инвентарным отметкам, когда-то числилась дворцовой посудой времен Александра Iи была внесена в Имперские описи под номером 16. Похожая солонка, но из золота находится в коллекции Государственного Эрмитажа.
Солонка из позолоченного серебра с чернью, на ножках в виде дельфинов, с аллегорическими фигурами времен года, высота 10,7 см, Москва, около 1795 г.
В начале XIX века столовое серебро для внутреннего рынка производилось, в основном, в Москве и было довольно простым по форме и декору. Но к середине XIX века появились высокохудожественные работы, которые составили достойную конкуренцию привозному английскому и французскому серебру. В этот период пользовалось спросом серебро с чернением и золочением. К концу века чернь вышла из моды, а на столах в зажиточных семьях появилось серебро с яркими русскими эмалями.
Серебряные солонки были самым ходовым товаром. Их, наряду с ковшами, покупали как подарки и сувениры. Было два основных типа солонок, различавшихся по форме: круглые и в виде трона. Круглые солонки часто продавались в наборах, чтобы можно было из расставить на большом столе. Иногда такие солонки делали в виде маленьких круглых ковшиков. Солонки в виде трона использовали для торжественных случаев. Такую солонку можно было поставить на каравай и встречать дорогих гостей по русскому обычаю – с хлебом и солью.
Солонка из позолоченного серебра с надписью «Без соли, без хлеба – половина обеда», высота 8 см, марка Н. Ледебура, Москва, 1853 г.
Набор солонок с ложечками из позолоченного серебра с чернью, Василий Семенов, Москва, 1863 г.
Набор солонок с ложечками из позолоченного серебра, украшенных эмалью, Павел Овчинников, Москва, 1886 г., из коллекции британских монархов.
Пара солонок с ложечками из позолоченного серебра с эмалью, продававшиеся в магазине Фаберже, Иван Салтыков, Москва, 1885 г.
Серебряная солонка, украшенная хризопразом, с изображением боярина, подносящего хлеб-соль, высота 15 см, Четвертая Серебряная Артель, Москва, 1908-1917 гг.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная эмалью, высота 16,5 см, П. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, высота 13,5 см, Овчинников, Москва, 1892 г.
Две солонки из позолоченного серебра, украшенные выемчатой эмалью, диаметр 6,5 см, Овчинников, Москва, 1892 г.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная эмалью, диаметр 6 см, Овчинников, Москва, 1892 г.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, высота 8,5 см, Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.
Серебряная солонка, позолоченная внутри, высота 18,5 см, Овчинников, Москва, 1874 г.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, высота 18 см, Овчинников, Москва, 1892 г.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, высота 10 см, Овчинников, Москва, 1891 г.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, высота 10,5 см, Овчинников, Москва, 1891 г.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, высота 13,3 см, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная выемчатой эмалью, с надписью «На новоселье», высота 7,5 см, мастер с клеймом «СК», Москва, 1890 г.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная хризопразом и эмалью, высота 14, 5 см, мастер с клеймом «МЧ», Москва, 1908-1917 гг.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная эмалью, с надписью «Без соли, без хлеба – половина обеда», высота 15 см, Антип Кузмичев, Москва, 1886 г.
Солонка из позолоченного серебра с эмалью, высота 14 см, работа мастера с клеймом «НА», Москва, около 1890 г.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная эмалью, высота 8 см, Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
Солонка из позолоченного серебра на шариковых ножках, украшенная эмалью, диаметр 5,4 см, Федор Рюкерт, фирма Фаберже, Москва, около 1910 г.
Две солонки из позолоченного серебра, украшенные эмалью, диаметр 3,3 см, Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, диаметр 5,4 см, Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
В магазинах крупных ювелирных фирм, таких как магазины Карла Фаберже, Ореста Курлюкова, тоже продавали московское серебро в русском стиле. Этот ходовой товар пользовался спросом и приносил существенную прибыль. Фирма Фаберже тесно сотрудничала с московским мастером Федором Рюкертом, создавшим собственный неповторимый стиль эмалирования. Как правило, на таких изделиях ставили два клейма: личное клеймо мастера и клеймо фирмы Фаберже. Мастерские Фаберже в Санкт-Петербурге тоже выпускали столовое серебро. Но, как правило, это был штучный товар по индивидуальным заказам.
Солонка из позолоченного серебра на шариковых ножках, увенчанная изображением имперского орла, украшенная эмалью, высота 8 см, Федор Рюкерт, фирма Фаберже, Москва, 1908-1917 гг.
Пара солонок в виде ковшиков из позолоченного серебра с перегородчатой эмалью, высота 4 см, Федор Рюкерт, фирма Фаберже, Москва, 1908-1917 гг.
Солонка в форме братины из позолоченного серебра с драгоценными камнями и эмалью, диаметр 5,5 см, фирма Фаберже, мастерская Юлиуса Раппопорта, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Солонка в стиле рококо в виде дельфина, длина 14,5 см, фирма Фаберже, мастерская Юлиуса Раппопорта, Санкт-Петербург, 1908-1910 гг.
Стоит привести несколько примеров солонок нетипичной формы. Такие работы часто делали в виде фигурных композиций или создавали иллюзию изделий из других материалов: бересты, дерева, ткани, соломы – так называемый стиль trompe l'oeil.
Солонка с крышкой из позолоченного серебра в виде мешка с пшеницей, высота 10 см, Григорий Лоскутов, Москва, около 1880 г., из собрания Государственного Эрмитажа.
Солонка из позолоченного серебра в виде хлебного магазина, длина 23,8 см, Россия, около 1888 г., из собрания Государственного Эрмитажа.
Серебряная солонка в виде накрытого стола с крышкой в виде каравая, высота 10 см, работа мастера с клеймом «СГ», Москва, 1873 г.
Солонка из позолоченного серебра с эмалью в виде кулича на блюде со сложенной салфеткой, диаметр блюда 15 см, Хлебников, Москва, 1871 г.
Солонка из позолоченного серебра, спинка трона выполнена в виде фасада русской избы с окошком, работа мастера с клеймом «СА», Москва, 1883 г.
Фантастика! Даже не думала что такой формы бывают солонки. Вот были же мастера! Спасибо большое за столь познавательный экскурс в мир солонок! Очень впечатлило!
Спасибо, Надежда! Оказывается, про любую, даже самую обыденную вещь, можно найти массу интересной информации))
Это точно! Иногда и не подумаешь, а встретишь — удивишься
Согласна с Надеждой, открытие форм, видов солонок. В каждый дом своя, так скажем под дизайн того времени, под определённое событие, для определенных людей. Красиво, интересно, захватывающе. Вера, спасибо за такую кропотливую работу.
Спасибо, Оля! Эта тема выросла, так сказать, из «остатков»)) По каждому из знаменитых мастеров серебряного дела уже было несколько подборок. И, конечно, с самыми большими и знаменитыми их работами. Солонки туда не попали, зато собранные вместе он смотрятся очень интересно))
Согласна полностью, для них нужна была отдельная тема. Под общим названием " Красота в мелочах". Именно такие маленькие вещицы: солонки, шкатулочки и т.д и создают уют на кухне, в доме. Показывают статус семьи, вкусы хозяйки или хозяина дома. Во многих вещах отражали не только моду текущего времени, но и исторические, библейские моменты. Очень интересно.
Какое уважение было к соли. Не зря были придуманы огромное количество пословиц о соли и хлебе. Видимо поэтому на столе достойное место занимали солонки. Такое количество и такие произведения искусства можно увидеть только у Вас Верочка. С удовольствием посмотрела и пересматривала эту красоту. Спасибо огромное !
Спасибо, Зоя! Хорошо, что вы про пословицы вспомнили)) Я даже хотела снабдить эту подборку перлами народной мудрости)) Но потом мысль затерялась в процессе))
Какие милые вещицы! Каждая — предмет искусства. Не смотря на свою утилитарность они невероятно украшают жизнь. Я не представляю свою кухню без своей солонки. Она вроде не заметная небольшая, а как приятно брать соль из красивой вещицы. И я прекрасно представляю, как украшали столы эти великолепные вещицы!
Сразу вспомнила сцену из «Иван Васильевич меняет профессию» — икра красная, чёрная и баклажанная)) Где-то там и солонки были))
У меня только на даче остались деревянные настольные и навесные солонки, и даже расписные. А вот серебряных никогда и не бывало)) Сама удивляюсь: почему мне так серебро нравится?
Да-да, присоединяюсь к девушкам — и тема хлебосольная, символизирующая пожелание достатка, и столько ранее неизвестного!!! Кроме круглых на ножках с ложечками и в виде ковшиков не видела серебряных или мельхиоровых солонок. В виде трона очень интересные (непременная крышечка — помню из детства, что соль в открытой таре нельзя держать)). Спасибо, Вера! Очень интересно, познавательно и своевременно, я бы сказала — погода пошла на весну (у нас чудесная стоит)) — а там и до забот об урожае рукой подать)))
Спасибо, Мелена! Весны уже душа просит) Солнышка, да и просто дневного света очень не хватает)) И уже на дачу хочется. За городом все-таки зиму зимовать лучше, чем в городе. Печку, конечно, нужно топить. Зато снег белый)
Вера! Это у вас Зов солонок))))) Да. Весна на пороге. Сретенье через неделю. Серебро приятнее и для меня. Оно. как-то теплее и нежнее золота. Солонки, действительно - «мелочь, но приятно»! Трудно поверить сейчас, что соль, совсем в недавнем прошлом, была весьма дорогой приправой. У И.С. Тургенева (Люблю я его читать и перечитывать. С первого раза к нему ключ не всегда подобрать. Глубокий смысл. Не верите, так перечитайте его «Отцы и дети» в современной призме вашего возраста и жизненного опыта...))) - - есть стихотворение в прозе — ЩИ (https://yandex.ru/video/preview/9614630459642484958) Сколько в нем всего. У каждого человека своя жизнь, свои ценности и свой выбор! Спасибо, Вера, вам за ваш выбор. Вы несете людям то, чего жаждут сердца и души — Красоту, Добро и Веру, что все не напрасно в этом мире, как иногда кажется...
Катя, спасибо за прекрасное дополнение к теме!
Замечательный ролик. Всем рекомендую посмотреть.
Тургенева невзлюбила со школы. Но теперь попробую почитать)
Спасибо, Вера! Тургенев не виноват, что его под таким соусом нам в школе подавали. Почему у меня как-то иначе было... Так я ж в Курске живу, рядом - Орел, Спасское... Мы туда несколько раз ездили. А там так хорошо, уютно. Экскурсоводы профессиональные, умели заинтересовать. вот и отношение иное.
Спасибо, Катя! Начала с «Дворянского гнезда». Такое неспешное и приятное повествование. Можно читать как медитацию))
В Орле сохранилось Дворянское гнездо, вернее, беседка, там оно было расположено. Красивое место на берегу Оки. Холм высокий. Перспектива обзора шикарная.
Должно быть очень красиво!
К сожалению, никогда не бывала в этих местах)
Да. У нас природа замечательная. Климат мягкий. сравнительно. Влажность. И солнышка многА!!! Курск, пще — Чернозём сплошной, редко- песок, глина... Весь на холмах, как Киев. Рек много, раньше, путь по ним проходил из Варягов в Греки, правда, нынче всё в жутком состоянии. Умели предки места выбирать для себя, не зря, видно, говорят, что глупому сыну наследство не впрок!
Эх, красота!