"Давно это было". Т.Нурмухаметов
Хлеба каждый год родились на славу. Поля отливали золотом созревшей пшеницы и ржи, окружая селение с трех сторон, и только вдоль реки тянулись пастбища с сочной изумрудной травой.
Мир и достаток в селении был всегда и обеспечивался трудолюбием и силою Ратая, а также добрыми советами его жены – Лады. Много лет назад они поселились в этом благодатном месте и не пожалели. Плодородная земля давала из года в год тучные урожаи, а стада домашней скотины умножались на изумрудных лугах в пойме реки.
Лес в изобилии давал ягоды, дичь и мед диких пчел, в реке не переводилась рыба. Земли в округе было в достатке, пришлый люд находил себе место по нраву и селился вдоль реки, устраивая свою нехитрую жизнь и не досаждая соседям.
Росла и хорошела у Ратая и Лады дочь – красавица Ежа, добрая и ласковая девушка, радость и гордость родителей. Лада передала дочери умение врачевать травами и заговорами, чем она занималась с большим искусством и охотой.
Добросердечная и приветливая к путникам, более всех она любила детей. Когда однажды в соседнем поселении случился пожар, погибли люди и сиротами остались дети, она, прослышав об этом и спросив разрешения родителей, отправилась их разыскивать.
По едва заметному дымку, струившемуся от сгоревших бревен, бывших когда-то стенами домов, и по въедливому запаху гари она отыскала поселение. Трое ребятишек – два мальца и девочка, оплакивали погибших родителей.
Собрав малые свои силы, они, обливаясь слезами, погребли их, и представить не могли – как жить дальше. В угрюмом молчании сидели они перед земляными холмиками, когда к ним вышла Ежа.
Едва сдерживая слезы, она успокоила и приласкала детей. Накормила их, голодных, снедью, что взяла с собой, и повела к Ратаю и Ладе. Не забыла и котенка, который был с детьми. Черный как смоль, с обожженной лапой, он жалобно мяукнул, когда увидел, что дети уходят вместе с Ежей.
Она подняла его с земли и, прижав к груди, всю дорогу несла на руках. А котенок сладко мурлыкал, будто рассказывал Еже и деткам сказки. Так и нарекли его – Кот Баюн.
Теплом и любовью окружили ребят Ратай и Лада, отогрели им закоченевшие души. Растили их, как своих детей. Подросшие и возмужавшие, они срубили избы рядом с домом приемных родителей, вместе трудились на полях и в лесу. Обзаведясь своими семьями, почитали Ратая и Ладу, слушали их советы и детей тому же учили.
Ежа всегда оставалась доброй и ласковой заступницей детей. Многих сирот отыскала она в своих и чужих землях и привела с собой. Она всегда находила для них забаву, учила водить хороводы, петь песни, играть на жалейке и гуслях. И всегда рядом с ней был кот. Огромный, черный, как смоль, с ярко зелеными глазами…
Разрослось поселение, но места и земли хватало всем. Жили дружно и весело, вызывая зависть жителей окрестных поселений, которые тоже разрастались.
Пришел срок, и ушли в мир иной Ратай и Лада. Но помнили их люди, выросшие здесь и здесь нашедшие свое счастье. В память о них поставили в центре поселения вырубленные из цельных дубовых стволов изваяния названных родителей. В праздники приходили к ним разделить трапезу, по привычке спрашивали совета, просили помощи в трудных делах и верили, что они их слышат и помогают.
Шло время, менялась жизнь, и люди менялись. Сквозь доброту и радушие кое-где просочилась жадность и зависть. Вот и первые запоры появились на дверях домов и амбаров. Все с большим раздражением посматривали селяне на то, как Ежа отыскивает и приводит в село осиротевших, несчастных детей.
Но перечить не решались. Помнили еще, что их самих избавила она от сиротского несчастья. Помнили, что она — дочь благодетелей Ратая и Лады, боялись прогневать заступников своих обидой их дочери. Да и польза от нее неоспоримая: дети все под приглядом, болезни их стороной обходят, а если кто и захворает – Ежа травами вылечит, на ноги поставит и молодого, и старого.
Но пришло в эти края испытание. Бесснежная зима выморозила озимые, а летняя засуха погубила яровые. Речка обмелела, и рыба ушла искать места поглубже. В лесах пропала дичь, даже ягоды и грибы не уродились.
Но были еще запасы в закромах, сохранили их люди впрок, для тяжелых времен, как учили Ратай и Лада. Но страх перед будущим обуял селян. Уже с ненавистью смотрели они на обездоленных сирот, которых день ото дня прибавлялось в селении, гнали от ворот нищих — много было их в тот неурожайный год. Даже путникам отказывали в крове и ночлеге, что не слыхано было в этих краях.
И только постаревшая, сгорбившаяся Ежа всегда была приветлива с детьми, всегда находила, чем накормить и занять их. Учила различать съедобные коренья и плоды, насадила огород – благо воды в реке для полива доставало, а ребятишкам — в радость было помочь своей спасительнице.
Вечерами собирала детей у костра, рассказывала добрые и мудрые сказки. А Кот Баюн, сидя с ребятишками, щурил глаза на огонь и мурлыкал свои истории.
В недобрый час собрались отцы семейств из тех, кто побогаче. Жадность поселилась в их душах, вытеснив все доброе.
— Если следующий год не даст урожая – не быть нам сытыми, – молвил один.
— Не то, что сытыми, — поддержал другой, — быть бы живыми!
— Лишних ртов в селе прибавляется и прибавляется, а Ежа всех привечает. Надо что-то предпринять, чтобы отвадить бездомных детишек от нашего села, – предложил третий.
Подумали, покумекали и решили наветами извести Ежу, и сирот бездомных отвадить от села. Разошлись, пряча глаза.
На утро разнесся по селу слух, будто Ежа хочет извести всех жителей, что неурожай она накликала ворожбой и заклинаниями, что быть голоду, если Ежа останется в селе. Дальше – больше: что детей она держит в своем доме для того, чтобы питаться ими, когда другие будут умирать от голода.
Смеялись люди над россказнями, не верили. Но изо дня в день повторяемые слова заронили сомнения в их души. Стали обходить стороной избу Ежи, не пускали детей на игры в ее дом и даже пугали малых ее именем.
Пришел день, когда страх людей пересилил добрую память. Подступились селяне к ее избе и потребовали убираться подобру-поздорову, иначе обещали спалить избу вместе с ней и детишками, которых она приветила.
Горько было Еже слышать подобное от людей, но пожалела деток малых, которые ютились в ее избе. Дала им наказ — чтобы жили дружно, трудились и заботились о малых.
Вышла к людям, окинула их долгим взглядом так, что замолчали они. Ничего она им не сказала, повернулась к ним сгорбленной спиной и отправилась, прихрамывая, в лес. Рядом с ней шел старый уже Кот Баюн.
— Баба Яга! – крикнул какой-то озорник ей вслед.
— Костяная нога! – добавил еще один.
Никто больше Ежу и кота в селе не видел…
…Прошло лихое время. Забылись тяжелые дни, но Ежу люди не забыли. Совесть томила их и не давала жить счастливо, как только вспомнят о том, как обошлись с ней. Как снять камень с души? Как обелить себя? Только один способ и шел на ум – очернить другого.
И по сию пору гуляют небылицы о страшной старухе, живущей в дремучем лесу с котом, черным как смоль. Будто заманивает она малых ребятишек в лес, чтобы съесть их на обед. Летает по небу в ступе с метлой, высматривая себе добычу. Ворожбой и заклинаниями творит недобрые дела.
Однако добры молодцы, встретившие ее на своем пути, рассказывали, что никакого зла она им не сотворила. Напротив – напоила, накормила, спать уложила. А на утро, расспросив о беде – помогла. Кому – советом, кому – путь указала.
А Кот Баюн не оставил свою хозяйку в беде. Не мог он так поступить. Ведь это не человек. Это – КОТ.
Автор ТАГИР НУРМУХАМЕТОВ
Хороший рассказ-сказка! Вот кое что о ней.Взято из интернета Баба Яга
Происхождение: Среднее подземное царство
Статус: изначально проводница в мир умерших, впоследствии – сказочный персонаж
Слабости: чрезмерная таинственность, сильная жажда знаний, отчасти жадность
Сила: красота, знахарство, знания, мудрость
Братья и сестры: -
Родители: Вий и Макошь
Покровительство: помогала смертным, которые того заслуживали
Дети: родных нет, но все колдуны считаются ее воспитанниками
Судьба: была превращена в старуху славянскими богами
Память: русские народные сказки
В иных культурах: Агни, Пушан, Азраил, Эмма, Валькирии, частично Харон и Ануби
Атрибуты: костяная нога, ступа, метла, избушка на курьих ножках
Враги: неверные людиПроисхождение Бабы-ягиБаба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Срединного царства Нави, а также богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. В те далекие времена считалось, что Яга является божеством смерти, что она сторожит вход в царство мертвых, а в некоторых легендах – она даже была проводником душ.В те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. До нас дошли источники, что по красоте своей Ягиня могла сравниться с самими Ладой и Деваной. Учитывая тот факт, кем был ее отец, не удивительно, что девушка часто путешествовала по верхнему подземному царству. Именно там она почерпнула свою мудрость, именно там она научилась понимать практически все языки мироздания.Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, и даже не каждый бессмертный мог справиться с дочерью Вия. У последнего, к слову сказать, было с этим много проблем, т.к. он хотел выдать дочь замуж, однако Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою. Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж, и не за абы кого, а за самого Велеса, который волею судеб забрел на территорию Верхнего Подземного Царства и встретил там Ягиню, в которую влюбился, с которой сразился и победил.Впоследствии, Велес и Яга стали правителями Верхнего Подземного Царства, однако представление славян о посмертной жизни также претерпел изменений. Поэтому Верхнее Царство перестало считаться землей мертвых, а стало чем-то, вроде промежуточной территорией, между царством живых и царством мертвых, между Явью и Навью.Также древняя славянская мифология достаточно верно описывает историю старения Ягини. Например, существует легенда, согласно которой Велес, по наущению Яги, выкрал небесных коров из Прави. За это боги прогневались на Ягу и прокляли ее, в результате чего, бессмертная и вечно молодая красавица превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Благодаря душам смертных, она ненадолго обретала былой облик, но это был лишь кратковременный эффект. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, закрепившимся в русском фольклоре.Впоследствии за Бабой-ягой, в облике старухи, закрепилось 3 образа:1. Баба-яга-воительница. Даже постарев, Ягиня не забыла боевых навыков. Считалось, что одним из ее артефактов был меч-кладенец, который давал ей неистовую силу, благодаря которой Ягиня на равных сражалась с любыми богатырями, и даже побеждала многих из них. Более того, нередко Яга делилась своими артефактами и знаниями с людьми, которые были достойны этого и просили у нее помощи или совета.2. Баба-яга-похитительница. Некоторые народы свято верили, что Ягиня является злым персонажем. Нередко ей приписывались похищения и убийства детей. Однако все больше и больше Яга выступала в них не лучшим образом. Часто ее обманывали, хитрили с ней и выставляли ее в не самом лучшем свете.3. Баба-яга-помощница. А в этом образе, Баба-яга была просто мудрой старушкой, которая всячески помогает героям сказаний. Парит их в бане, кормит, учит, как надо себя вести, снабжает артефактами и т.д.Как мы знаем из мифов и сказок, у Бабы-яги были извечные атрибуты. К таковым относились:1. Избушка на курьих ножках. Согласно легендам, данная избушка была местом жительства Бабы-яги. Находилась она в самой чаще леса, в местах, где находится граница, между миром живых и миром мертвых. Сама избушка считалась волшебной, могла сама передвигаться и всячески помогало Ягине. Всегда избушка повернута в сторону мира мертвых, отчего героям сказок приходится просить ее развернуться.2. Кости и черепа. Нередко в сказках встречаются описания места жительства Ягини. Например, известно, что вместо забора у нее кости людей и животных, а сверху на них надеты человеческие черепа, из глазниц которых по ночам льется огонь или свет.3.Ступа и помело. А это – извечный транспорт Бабя-яги, в котором она или летает, или скачет по земле. Впрочем, если брать за основу веру в костяную ногу, то не удивительно, что передвигаться на своих двоих старушке было тяжело.4. Филин – мудрая птица.5. Волшебный клубок, находящий дорогу куда бы то не было.6. Тарелка и яблоко, которое предсказывало будущее.7. Метла, которой она выметала зло.Баба-яга считалась хозяйкой леса. Нередко к ней приходили молодые парни и девушки, чтобы испросить у нее совета. Более того, известно, что Яга воровала детей, и чаще всего – сирот. В сказках принято считать, что Баба-яга их съедала. Но мифология говорит об обратном. В частности, она воспитывала сирот, и известно много личностей, которые впоследствии стали волхвами, жрецами или просто верными женами, ибо своею мудростью делилась с ними Ягиня. Нередко Баба-яга помогала и взрослым людям. Но нужно было сперва доказать, что ты являешься достойным этих знаний и артефактов, ибо глупцу они могли только навредить. Поэтому лишь достойные получали от Ягини всю мудрость, которой она обладала, а иногда – даже артефакты. Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала, ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.Двойственность Бабы-яги заключается в том, что к ней нужно было относиться уважительно. Практически никогда она не причинит вреда путнику, добравшемуся до ее избушки. Даже легенды, в которых Яга жарит детей на лопате – можно истолковать как проведение какого-либо обряда. Ибо практически всегда героям удается сбежать или обхитрить бабку. Более того, нередко она и сама выпроваживала гостей, предварительно накормив, напоив и отмыв их.Более того, знаменитое Тридевятое царство – есть ничто иное, как мир верхнего подземного мира. Так, например, многие герои приходят к Бабе-яге. Изначально она запугивает их (проверяет на выдержку духа и целеустремленность), а после, если герой докажет, что он достоин, помогает ему. Сначала парит в бане (что сравнимо с ритуалом омывания), а после – кормит (также можно принимать, как покойницкий обед). Получается, что после встречи с Бабой-ягой, герой оказывался в положении, которое в народе преобразилось в поговорку «ни жив, ни мертв». Однако, именно после бабкиных ритуалов, герои сказок всегда добирались до заветного Тридевятого царства.В наших сказках нередко упоминаются факты, что Баба-яга умела варить приворотное и исцеляющее зелья. Кроме того, в ее избушке постоянно упоминаются какие-то травы и коренья, которые она сушит. В древние времена знахарей уважали и часто пользовались услугами. Но их же и боялись, т.к. считалось, что свои силы они могут применить как на доброе, так и на злое дело. Вообще, к знахарям обращались только при крайней нужде, т.к. страх иногда превосходил здравый смысл.
а верить в это всё или нет, каждый решает сам)))
Я её Ягинюшкой зову. Мудра она.
Спасибо!!!