Тиффани - украшения эпохи Art Nouveau
Стиль модерн, родившийся на рубеже XIX и XX веков, в разных странах назывался по-разному. Во Франции - "Aр-нуво" (Art nouveau — "Новое искусство"), в Англии - "Modern style", в Германии - "Югендштиль" (Jugendstil — "Молодой стиль"). В Америке модерн называли Tiffany's Style - "Стиль Тиффани", по имени американского дизайнера Л.К. Тиффани.
Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany), сын основателя ювелирной империи Tiffany & Co, Чарльза Льюиса Тиффани, встал у руля семейного бизнеса в 1902 году после смерти своего отца. К тому времени он уже был знаменит. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, лампы, бижутерия. Его собственный дизайнерский стиль очень отличался от продукции, которую до этого выпускала фирма Tiffany & Co. Выросший в роскоши и окружённый красивыми вещами, совершивший много путешествий, он впитал и отразил в своих творениях яркую красоту и роскошь искусства Востока. Спрос же на ювелирную продукцию компании Tiffany & Co был проверен временем. Поэтому для воплощения свих новаторских идей Луис Комфорт создал в составе компании новое подразделение - отдел художественных ювелирных изделий. Уже в 1904 году на Всемирной выставке в Сент-Луисе (США) компания получает гран-при за ювелирные изделия от Луиса Комфорта Тиффани.
На этой выставке было представлено 27 ювелирных изделий, многие из которых были выполнены в стиле ручной работы или декоративно-прикладного искусства. Эмалированная кружевная брошь "Королева Анна", колье с виноградной гроздью, золотой и опаловый кулон в виде головы Медузы, серебряное ожерелье-воротник в этрусском стиле и даже бронзовое ожерелье с бахромой из стеклянных шариков - эти новаторские украшения получили международное признание. Отдел художественных ювелирных изделий, который создал Луис Комфорт для подготовки к выставке, курировала Джулия Мансон, которая затем сотрудничала с Тиффани в течение 12 лет. Вместе они создавали украшения с такими же яркими элементами, которые были отличительной чертой его стеклянной посуды. Обзор всемирной выставки в Сент-Луисе обратил внимание на украшения Луиса Тиффани и то, как он использовал "более необычные драгоценные камни, выбирая их всегда исключительно с целью достижения желаемого художественного результата и оставляя в стороне все вопросы об их рыночной стоимости".
Ожерелье "Павлин и фламинго" (c. 1903–1906 гг.), Tiffany & Co, собрание Morse Museum collection. Эмаль, опал, аметист, рубин, сапфир, гранат-демантоид, изумруд, хризоберилл, жемчуг, золото. Дизайнер: Луис Комфорт Тиффани, ювелир: Джулия Мансон (Шерман)
Авторству Луиса Комфорта Тиффани принадлежит несколько сотен художественных украшений. Ожерелье «Павлин» - одна из самых важных работ дизайнера. Оно было разработано для дебюта его линии художественных украшений на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе, но представлено на суд публики только в 1906 году в Париже в Салоне Общества французских художников - Société des Artistes Français. На лицевой стороне ожерелья - мозаика из опалов и эмалей в виде павлина, окруженная аметистами и сапфирами. Тыльная сторона ожерелья покрыта эмалью с рисунком из розовых фламинго.
Украшение для волос "Кружево королевы Анны" Тиффани представленное на выставке в Сент-Луисе в 1904 году (собрание музея Метрополитен, Нью-Йорк). Это украшение для волос, состоящее из тонких серебряных нитей с крошечными опалами, гранатами-демантоидами, гранатами и эмалевыми цветочками.
Это колье, состоящее из виноградных гроздей и листьев, является одним из самых ранних известных образцов ювелирных украшений, созданных Луис Комфорт Тиффани. Крошечные черные опалы представляют собой грозди фруктов, а тонко выполненная эмаль в оттенках зеленого на золоте образует нежные листья. Это ожерелье входило в число двадцати семи изделий, которые Тиффани изготовила для выставки покупок в Сент-Луисе в 1904 году. (Коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк)
Брошь с драгоценными камнями, эмалью и золотом от Louis Comfort Tiffany, Tiffany & Co.
Tiffany создал серию ювелирных украшений, состоящих из лунных камней и сверкающих сапфиров Монтаны в платине. Это ожерелье-трансформер, одно из самых сложных из дошедших до нас, украшено лунными камнями неправильной формы, чередующимися с узором из сапфиров. Изделие можно было носить как одно большое ожерелье с кулоном, или разделить и носить как колье или браслет, а кулон - как отдельную брошь. (Коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк)
Набор украшений из лунного камня и сапфира от Louis Comfort Tiffany, Tiffany & Co.
Луис Комфорт, верный своим художественным предпочтениям, в дизайне ювелирных украшений в первую очередь думал о том, как драгоценный камень, учитывая его цвет и способность рассеивать и преобразовывать свет, может передать дизайн и чувство красоты, которых он пытался достичь. Фирма Тиффани долгие годы сотрудничала с ведущим геммологом Америки - Джорджем Фредериком Кунцем. Луис Комфорт и Кунц разделяли увлечение необычными и нетрадиционными камнями. Турмалины из штата Мэн и сапфиры из шахты Його-Галч в Монтане обладали цветом и блеском, которые искал Луис Комфорт. Плотный лазурит и бирюза, лунные камни с адуляресценцией и опалами в сочетании с разноцветной эмалью можно рассматривать как продолжение его новаторских работ в стекле и окнах. Учитывалась и символика камней: черные опалы, изображавшие перья павлинов, в дальневосточных культурах были знаком бессмертия.
Ожерелье из лунного камня и сапфира от Louis Comfort Tiffany, Tiffany & Co.
Ожерелье из аметиста от Louis Comfort Tiffany, Tiffany & Co (коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк)
Ожерелье с подвеской из драгоценных камней и эмали от Louis Comfort Tiffany, Tiffany & Co.
Джулия Мансон (Шерман) оставалась ключевым дизайнером отдела художественных ювелирных изделий до 1914 года. Когда Джулия покинула фирму, Луис Комфорт нанял Маргрету «Мету» Кэтрин Овербек в качестве ее замены. Мета Овербек предпочитала ограненные драгоценные камни. Ее украшения отличались от украшений ее предшественницы, и хотя общая эстетика изменилась, Луис Комфорт, одобрил ее дизайн. Овербек оставалась в фирме до тех пор, пока отдел художественных украшений не закрылся спустя шесть месяцев после смерти Луиса в 1933 году, официально завершив эру ювелирного дизайна Тиффани.
Ожерелье из золота, опалов, жемчуга, демантоидных гранатов, сапфиров от Louis Comfort Tiffany, Tiffany & Co, около 1918 г. (коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк). Дизайнер: Луис Комфорт Тиффани, ювелир: Мета Овербек.
Браслет из золота, и лазурита, 1915 г., Tiffany & Co. Ювелир: Мета К. Овербек
Ожерелье из золота, лазурита, жадеита, эмали, 1915 г., Tiffany & Co.
Какая роскошь! Красота, изысканность, роскошный декор...
Удивительные работы!
Да, я сама до недавних пор не знала об этом периоде в истории компании Tiffany)
Понравились украшения с аметистом и лунным камнем. Интересно, а кто-то приобрёл эти ценности? Хотя бы одно колье? Правда, таким украшениям надо соответствовать, на улицу так просто не выйдешь.))) все вещи шикарные. Спасибо.
Виктория, спасибо! Рада, что статья понравилась)
Эти украшения точно кто-то приобретал и носил. Фото и информация об украшениях взяты с сайтов музеев и антикварных аукционов. В музеи украшения попали как дар от частных дарителей или коллекционеров. Можно даже увидеть имена дарителей, но они нам мало о чем говорят. Например, опаловое ожерелье подарено музею Метрополитен Барри А. и Диди Вигмор.
Периодически украшения попадают на аукционы от частных коллекционеров. Например, это набор из лунного камня или золотой браслет с лазуритом. В основном это уже не собственно украшения, а предмет коллекционирования, вложение денег и историческая и культурная ценность.
Красоту ничем не испортишь. Мне нравятся прозрачные камни, особенно топаз. У меня есть украшения с розовым топазом. Но говорят, что такого оттенка у них не бывает, а ведь покупала в солидной фирме. Но если бы его покрасили, то не получился бы такой чистый цвет. А какое ваше мнение, ведь вы разбирающийся в камнях человек.
Виктория, я не специалист. Но когда нужно, смотрю в справочник. Вот что говорит нам справочник «Ювелирные камни» Корнилова и Солодовой (1987 г.) про топазы:
«Окраска топазов очень разнообразна: желтая, винно-медово- и золотисто-желтая, голубая, синевато-зеленая, розовая, красная, фиолетовая, зеленая; отмечаются и бесцветные камни»
Известен бесцветный топаз необычайной чистоты и красоты весом 1680 карат. Он украшает португальскую корону «Браганца» и называется «Большой алмаз». В давние времена топаз высокого качества не могли отличить от алмаза. И это не единичный случай с топазами королевских кровей)
Спасибо! Унесла виноград — отличная идея для стёжки. Ну кто о чём, а я всё о том.
Тиффани не обидится)
Спасибо, топик нужный, вовремя подоспел, мне понравилось одно ожерелье, скопировала себе чтобы пойти к ювелиру заказать, а кабошоны куплю в индийском магазине.
Вот это да! Практически ожерелье от Тиффани получится)![:thumbsup:](/static/smiles/thumbsup.gif)
А Вы сами не задумывались куда девать украшения из советского золота, которые многие годы без дела пылятся в ящике?
Не задумывалась) Так и пылятся)
Я переплавляю их в мастерской на более современные изделия.![:wink:](/static/smiles/wink.gif)
Какая изысканность!
Согласна. Это больше, чем ювелирные изделия, это искусство)
Шикарные украшения.Очень люблю лунный камень)))Красиво! Спасибо, Вера![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
Украшения эпохи модерна никого не оставят равнодушными) Спасибо, Елена!
как красиво!
На мой вкус — лучше не бывает. Опал — совершенно волшебный камень)
Чудесная подборка. Спасибо.
Красота на все времена) Спасибо, Нина!![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
Согласна, что красота этого стиля непреходяща. Вообще, модерн -со всеми его национальными разновидностями-стиль самый близкий мне ментально и эмоционально. Мне повезло: часто бываю в Выборге, а там еще, слава богу, много сохранилось архитектуры Северного модерна. Любуюсь и душой отдыхаю.
О, модерна и в Питере осталось немало — в застройке начала 20-го века — на Петроградке, в Адмиралтейском районе. Лет 10-15 назад я побывала на нескольких экскурсиях по этой теме. Мы заходили в парадные жилых домов и в помещения банков, смотрели сохранившиеся витражи, уцелевшие после бомбежек и вандализма. Это было незабываемо. Тогда я впервые открыла для себя северный модерн.
Позднее по работе я бывала во многих интерьерах Азовского банка, где сохранилась еще отделка начала 20 века. Потом были экскурсии в Особняк барона Кельха, здание Мухинского училища, здание английского посольства — это жемчужины архитектуры модерна. Возможно, и сейчас есть доступ к этим интерьерам)
Шикарно! Колье из лунных камней меня просто заворожило!!!
Лунный камень я впервые увидела, когда была школьницей — у нашей учительницы пения, красавицы и умницы, был очень красивый кулон с лунным камнем. Природным. Тогда еще не придумали синтетических камней. Такие украшения были большой редкостью. Я почему-то думала, что это опал. В те времена было туго с информацией. Даже в библиотеке книжек по минералогии не было)
Какой изысканный шик!!!
Красотаааа! Обожаю этот стиль и стиль «ар деко» Спасибо за прекрасные интересные материалы![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
«Ар деко» — наше все) Хотела про Лалика разместить публикацию, но по нему так много материалов, в том числе и на этом форуме, что трудно найти что-то новое и оригинальное) так что отложила до лучших времен)
Вера, огромное спасибо за ответ. Успокоилась, значит фирма таки солидная.Простите, что «загрузила», отняла у вас время, но вы, действительно «знайка» и эстет.
Виктория, спасибо! Всегда рада пообщаться. Обращайтесь)
Здравствуйте дорогая Вера! Очень я удивилась прочитав этот топик! Во-первых, почему я его раньше не видела? Во-вторых, я не помню коллекцию Тифани в Метрополитен музее! Может быть ее не всем показывают? Надо будет поинтересоваться! Большое спасибо, очень интересная информация!