Витражи от Тиффани
Луи Комфорт Тиффани, сын основателя знаменитой ювелирной фирмы Tiffany & Co, сделал успешную карьеру дизайнера и декоратора интерьеров и к концу XIX века решил сосредоточиться на дизайне и производстве витражей. Знаменитые "лампы Тиффани", прославившие его на весь мир, были всего лишь одним из направлений деятельности компании Tiffany Studio. Луи собрал замечательную команду специалистов стекольного производства и дизайнеров, которые помогли вывести производство стекла и витражей на новый уровень.
Его компания выполняла витражи для церквей, офисов компаний, частных лиц.
Эксперименты с технологий изготовления стекла и совершенствование приемов монтажа витражей позволили Тиффани достичь небывалой выразительности витражного изображения, сделать его более живым и воздушным, приблизить витраж к живописи. Невозможно даже приблизительно назвать количество цветовых оттенков, типов и фактурных особенностей стекол, производимых фабрикой Тиффани. Техника соединения деталей со временем стала столь изысканной, что позволяла соединять очень мелкие части в единое полотно с еле уловимыми переходами цвета. Луи Комфорт Тиффани развил технику пайки классического витража с помощью медной фольги и свинцовых протяжек. Толщина швов менялась автором намеренно, чтобы усилить впечатление естественности и выразительности рисунка.
Для изображений лиц, рук, рисунка складок, деталей Тиффани применял сложную монохромную живопись специальными стеклянными красками с последующим обжигом. Не добившись нужного цвета в производстве стекольной массы, Тиффани накладывал стекла слоями, получая необходимый тон, кроме того, такой прием создавал особую глубину изображения. В отличие от большинства витражистов, создававших витражи с цветными прозрачными стеклами, Луис Комфорт применял полупрозрачные стекла сложной текстуры. Такой материал пропускал меньше света, но работы выглядели объемнее и более походили на живопись.
Крупнейший в мире стеклянный купольный потолок (диаметр 11,5 м) выполнен Tiffany Studios для Престон Брэдли Холла в публичной библиотеке Чикаго (нынче чикагский культурный центр). Проект разработан Я.А. Хольцером. Верхняя часть купола, с витражными знаками зодиака из стекла Favrile в форме рыбьей чешуи, насчитывают 30 000 стеклянных деталей, распределенных в 243 секциях. Опорная рама сконструирована чикагской фирмой Decorating Iron Company.
Кормящая фламинго. 1892 г. Один из ранних витражей, где Тиффани использовал богатые возможности опалового стекла и применил множественную ручную разрисовку. Со временем он добился более тонких швов, разнообразных светотеневых и тональных переходов.
Окно, заказанное Loren D. Towle в 1023 г, для установки на лестничной площадке в ее огромном неоготическом особняке. В композиции не использована подрисовка, все цветовые эффекты достигнуты складками, вплавленными частичками стекла, стеклянными нитями, растяжками, другими техниками. Размер 11 на 8,6 фута. Metropolitan Museum of Art, New York.
Окно «Розы и крест», 1906 г., было установлено в Laurelton Hall.
Витражное окно "Житие Христа". Частная коллекция
Витраж "Два ангела"
Витражное окно с пейзажем. Driehaus Museum
Витражное панно "Весна" из цикла "Времена года"
Витражное окно с весенним рассветом и окно с осенним закатом, Бруклинский музей
"Field of Lilies window" (витражное окно "Лилейное поле"), выполнено для Tiffany Chapel, Laurelton Hall, New York,
Tiffany Glass and Decorating Company (1892–1900), музей Чарльза Хосмера Морса
Вознесение. Одно из 62 окон Л.К. Тиффани в Пресвитерианской церкви Ричмонда.
Нагорная проповедь. Арлингтонская церковь в Бостоне. На этом примере хорошо видно опаловое стекло по технике Drapery glass (драпировка стекла), использованное Тиффани для складок одеяния.
Пастырское окно. Вторая пресвитерианская церковь в Чикаго, Иллинойс.
Спасибо за рассказ. Меня всегда завораживали витражные окна.
Елена, мало кто остается равнодушным к витражам. В детстве было счастьем найти цветное стеклышко — синее или красное и смотреть сквозь него. Мир преображался. Это волшебство)
В детстве самая любтмая игрушка была Калейдоскоп. Сейчас продолжаю детство с внуком, тоже смотрим калейдоскоп.
Калейдоскоп всегда любила, но только стеклянный, могла подолгу смотреть на смену узоров. Да и сейчас иногда захватывает)
Спасибо! Великолепно! Как-то «набрела» случайно на док фильм о фирме Тиффани, интересно было.
Интересно! Нужно будет поискать. Может быть в сети есть...
Я тоже поищу, пересмотрела бы еще раз))))
Называется «Без ума от Тиффани» 2016 год.
Буду благодарна за ссылку)
Вера, я обычно набираю в интернете или на ютубе название фильма и смотрю онлайн, даже не скачиваю ничего.
Спасибо за подсказку о фильме. Посмотрела с удовольствием.
Здорово! Рада, что пригодилось!
Спасибо огромное! Сразу нашла
Бог мой! Какая же красота! Даже не верится, что всё это было сделано руками человека без использования компьютерных программ… чёткость линий, точность воспроизведения, невероятный полноцвет...
Это действительно волшебное искусство) Всегда была неравнодушна к витражам)
Волшебно… Вот бы увидеть! Очень красиво.Только мне интересно, почему нарциссы? Может, я и ошибаюсь, но на витраже, вроде, как лилии изображены… Но это такое.Неважно.Важно то, что отвести глаз нельзя.Поражает величие, и мастерство.Спасибо за труд, Вера
Елена, большое спасибо за поправку. Я не проверила информацию. Я нашла первоисточник — сайт музея. Это действительно лилии. Информацию и изображение заменила. Очень признательна вам за внимательное отношение к публикациям)
Рада, что смогла чем-то помочь)))Часто бывают ошибки в переводе...
Волшебно! Великолепно! Дух захватывает от красоты!
Светлана, волшебно — то самое слово, которое лучше всего подходит)
Фантастика! Действительно, как нарисованные картины.
Частично они действительно нарисованы) В основном лица
До чего же красиво! Потрясающая живопись из стекла!
Согласна, свет, проходящий сквозь стекло создает непередаваемую волшебную атмосферу. Не даром столько книжных сюжетов завязано на загадках старинных витражей)
Спасибо. Вот прямо при просмотре в голове родилась новая техника имитации витража. Конечно, надо пробовать на практике, надеюсь все получится.
Классно! Ведь эти публикации как раз для вдохновения!
Удивительная красота! И потрясающая техника. Особенно использование опалового стекла впечатлило! Витражи имеют свойство волшебного воздействия на человека. В последнюю поездку в Кельн, когда мы зашли в Кельнский собор, где сохранилось много витражей, был солнечный день. И воздух в соборе был просто наполнен цветом от проходящих сквозь витражи лучей. Это было сказочно!!! Прочитала топик и пересмотрела фотографии из Кельна и Страсбурга. Еще раз спасибо за Ваши интересные рассказы!
Наталия, спасибо! Я иногда тоже пересматриваю свои фотографии витражей. Но их трудно фотографировать, мало что получилось приличного качества)