Л.К. Тиффани. Дизайн интерьеров.
Луис Комфорт Тиффани (1848–1933), сын основателя знаменитой ювелирной фирмы, стал одним из самых креативных и плодовитых дизайнеров конца XIX века. Все, что он создал за свою жизнь, он охарактеризовал как «поиск красоты». В молодости он путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, изучая живопись и декоративно-прикладное искусство. Он был талантливым художником, увлекался мозаикой и стеклоделием, дизайном ювелирных украшений. Наибольшую известность ему принесли работы именно в этой области.
Торшер с дизайном витражного плафона «Стрекоза», Tiffany Studios.
Одним из важных увлечений Тиффани был дизайн интерьеров. Эта область его деятельности мало знакома широкому кругу ценителей прекрасного, поскольку дизайны его интерьеров до нашего времени практически нигде не сохранились. Но фрагменты интерьеров в виде мозаик и витражей можно увидеть в общественных зданиях, музеях и частных коллекциях. А помимо этого, до нас дошли небольшие предметы обстановки, которые создавала его компания: светильники и настольные лампы, вазы, настольные письменные приборы, шкатулки, рамки.
Потолочный светильник оригинальной формы, Tiffany Studios, высота 67 см, около 1900 г.
В 1879 году сформировался творческая группа «Луис Тиффани и ассоциация американских Художников», в которую вошли Кэндис Уилер, одна из первых женщин-дизайнеров интерьера и текстиля, Сэмюэль Колман, бывший учитель Тиффани, и Локвуд де Форст, известный интерьерный и мебельный оформитель. Ассоциация просуществовала недолго и распалась в 1883 году, но Сэмюэль Колман остался деловым партнером Тиффани по интерьерному дизайну.
В 1881 г. компания Тиффани участвовала в реставрации дома Марка Твена в Харфорде, где Тиффани создал оконные витражи, каминные экраны, витражные вставки над каминами и в центральном холле. К сожалению, его работы были демонтированы, когда дом был продан 1902 г. Известность Л.К. Тифани в высших кругах позволила ему получить заказ на стилевое изменение помещений Белого дома. Ассоциация разработала дизайн Восточного зала, Голубой комнаты, Красного зала, Государственной столовой и прихожей в 1882 году. Эти интерьеры тоже не сохранились после реконструкции 1902 года.
В 1885 году был построен роскошный особняк Тиффани на 72-й улице в Нью-Йорке, где семья Луиса Комфорта занимала два этажа. Дизайн интерьера он разрабатывал, совмещая в одном пространстве особенности разных эпох и стран. Ему всегда удавалось сбалансировать стилевое разнообразие интерьера, сделав его роскошным и одновременно элегантным. Эти интерьеры стали своеобразной рекламой, поскольку дом посещало много состоятельных людей.
«Бабочка» - витражное окно бального зала особняка Тиффани в Нью-Йорке, из коллекции музея Чарльза Хосмера Морса.
Окно «Бабочка» - уникальный шедевр. В нижней части витража изображены деревья в осенней гамме. Листья деревьев, летящие вверх постепенно превращаются в бабочек. Большая часть стекла покрыта сусальным золотом, достаточно тонким, чтобы пропускать свет. В композицию включены фрагменты ближневосточного стекла четвертого-шестого веков (вверху в центре), перламутровые и мозаичные вставки (круглые орнаменты). Окно составлено из более двух тысяч фрагментов стекла и других материалов.
Витражное окно, первоначально установленное в библиотеке особняка Тиффани на Мэдисон-авеню на 72-й улице в Нью-Йорке, а затем перенесенное в его загородное поместье. Из коллекции музея Чарльза Хосмера Морса.
Витраж с цветущей магнолией в доме на 72-й улице создавал ощущение весеннего сада в центре Нью-Йорка. Для лепестков использовали опалесцирующее белое стекло, изготовленное специально, чтобы имитировать текстуру лепестков настоящего цветка.
Луисом Тиффани создано множество интерьеров для особняков богатейших людей Америки, общественных зданий, гостиниц, ресторанов, церквей. Интерьер Нью-Йоркского особняка, построенного в 1892 году для Генри Осборна Хавемайера, сахарного промышленника, коллекционера и поклонника дизайна Л. К. Тиффани, стал знаменит своими эклектичными дизайнами. В каждой комнате доминировала определенная тема, указывая на некую эпоху или страну. Тиффани продумывал каждую мелочь, от обоев и росписи стен до мебели. Музыкальная комната была украшена изящной резьбой по дереву, а стены были обшиты японским шелком. Золотистый цвет мебели и переплетение резного дерева дополнялись серией из трех витражных окон в эркере комнаты.
Центральный витраж окна в музыкальной комнате дома Хавемайера, дизайн Л.К. Тиффани, из коллекции музея Метрополитен.
Картинная галерея на втором этаже дома Хавемайера имела одну из самых впечатляющих и инновационных особенностей дома: “летящую лестницу”, подвешенную к потолку на цепях и украшенную стеклянными вставками, которую современники сравнивали с ожерельем. Часть лестницы можно увидеть на старом фото гостиной. Освещение картин на втором этаже обеспечивалось естественным светом сверху сквозь подвесной витражный потолок. Всю свою коллекцию, почти 2000 предметов, Хавемайер передал музею Метрополитен. Содержимое дома было продано на аукционе в 1930 году, а здание снесли.
Гостиная дома Хавемайера с видом на «летящую лестницу».
Фрагмент ограждения «летящей лестницы» дома Хавемайера, украшенной опаловым стеклом.
Вершиной его дизайнерского таланта стал Лорелтон-холл, поместье-парк с видом на Ойстер-Бей, Лонг-Айленд, построенный между 1902 и 1905 годами и разрушенный пожаром в 1957 году. Художник руководил каждым аспектом строительства усадьбы: от интерьеров комнат и архитектурных деталей до обширной схемы садов и фонтанов. До наших дней дошли немногие фотографии и отдельные предметы обстановки Лорелтон-холла, большая часть которых хранится в музее Чарльза Хосмера Морса во Флориде.
Передний фасад Лорелтон-холла, фото 1924 г.
Зал приемов (Фонтанный двор) в Лорелтон-холле, фото 1915 г.
Современники превозносили ландшафтный дизайн Тиффани Лорелтон-холла, расположенного в сельской местности с видом на гавань Колд-Спринг. Поместье было превращено Тиффани в сложный, романтически живописный сад, в котором располагались пруды, теннисные корты и пляж для купания. Вода из родникового фонтана в приемном зале направлялась еще через несколько фонтанов, спускавшихся в гавань.
Фонтан «Весна», Лорелтон-холла, фото 1924 г.
Гостиная Лорелтон-холла, фото 1924 г. В нишах размещены витражи из серии «Four Seasons», которые сейчас находятся в музее Чарльза Хосмера Морса.
«Лето» витражное панно цикла «Four Seasons», около 1899–1900 гг.
«Зима» витражное панно цикла «Four Seasons», около 1899–1900 гг.
«Осень» витражное панно цикла «Four Seasons», около 1899–1900 гг.
«Весна» витражное панно цикла «Four Seasons», около 1899–1900 гг.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже Луи Комфорт Тиффани представил великолепное окно, изображающее четыре времени года. Позднее Тиффани разделил четыре панели этого окна для установки в своем поместье Лорелтон-холл. На фото гостиной с левой стороны видна часть витражного окна с девушкой, кормящей фламинго.
Витражное окно с девушкой, кормящей фламинго во дворике римского дома, около 1892 г.
"Кормление фламинго", акварель Л.К. Тиффани, 1888 г.
«Лесная комната» Лорелтон-холла, фото 1924 г. Узор на стенах из серо-зеленых листьев каштана создавал ощущение лесной поляны, а продуманное естественное и искусственное освещение усиливали этот эффект.
Центральное место в комнате занимал массивный деревянный стол, над которым на кованом коромысле были подвешены зеленые стеклянные шары и плафоны. Стол был уставлен цветами, стопками журналов, письменными принадлежностями и личными вещами.
Композиция стола воспроизведена в музее Чарльза Хосмера Морса.
Витражное окно «Глициния» из столовой Лорелтон-холла.
Витражами с мотивом «Глициния» были украшены фрамуги больших окон столовой, создавая ощущение летней веранды в закрытом помещении.
Луис Комфорт Тиффани (1848–1933) в саду Лорелтон-холла, портрет работы Хоакина Сорола и Бастида, холст, масло, 1911 г.
С после Первой мировой войны взгляды на искусство и дизайн совершенно изменились, отвергалась классика, ар-нуво считался мещанской безвкусицей. Невероятно популярные на протяжении четверти века интерьеры в стиле Тиффани, стали забываться. До нашего времени сохранился только один особняк, в оформлении которого участвовал Луис Комфорт Тиффани. Это особняк Айера в Бостоне. В 1899 году известный бизнесмен Фредерик Айер и его жена Эллен поручили ему спроектировать пятиэтажную резиденцию на Авеню Содружества. В 2005 году особняк Айера был включен в список национальных исторических достопримечательностей.
Особняк Айера в Бостоне
Дизайнерская мысль Тиффани чувствуется во всех деталях и элементах дома, начиная с фасада, инкрустированного сложными мозаичными панелями, а витраж в виде полумесяца находится над входными дверями с латунными деталями.
Вестибюль особняка Айера
Вестибюль оформлен аркой над мраморными ступенями парадной лестницы с мозаичной отделкой. Потолочный светильник Тиффани, окруженный винтовой лестницей с овальным проемом, подвешен на цепи, проходящей по всей высоте дома от крыши до второго этажа, Сохранились и другие оригинальные детали, в том числе сложная гипсовая лепнина, деревянные панели и камины, каждый из которых имеет уникальную облицовку, разработанную Тиффани.
Детали интерьера особняка Айера по дизайну Тиффани
Дизайн арочного портала особняка Айера перекликается с дизайном часовни, созданной для выставки Tiffany Glass and Decorating Company на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года, которая официально называлась Всемирной Колумбийской выставкой. Из коллекции музея Чарльза Хосмера Морса.
Направляясь в столовую, гости проходили мимо ниш, в которых были установлены вазы из выдувного стекла Тиффани с подсветкой.
Очень хотелось найти похожую вазу от Tiffany Glass Studio, но не получилось. Размер ниши по фото трудно определить, но, вероятно, они высокие. Такие вазы обычно делали на заказ или для демонстрации на выставках. Приведу несколько образцов для примера. Полагаю, что такие вазы украсят любой интерьер.
Желтая ваза, Tiffany Glass Studio, высота 20,3 см, около 1896 г.
Монументальная выставочная ваза для специальной выставки Louis C. Tiffany Inc. Favrile, высота 34,9 см, около 1919 года.
Ваза «Анемоны» в технике «пресс-папье», Tiffany Glass Studio, высота 19,5 см, около 1909 г.
Как всегда великолепная статья. Очень интереснпя и информативная.🌹🌹🌹
Спасибо, Рита!
Как я люблю рассмаривать дизайн интеръеров! Даже эти черно-белые фото апортоментов будоражат воображение. Какая кропотливая работа создавать витражи! Какие чудо-шедевры создал Луис Комфорт Тиффани. Окно «Бабочка», «Четыре времени года», витражное окно «Глициния». Представляю какие блики и как светятся эти окна днем. Разве может такая красота выйти из моды? Отдельное спасибо за портрет мастера. Верочка, я приняла эту работу как подарок к моему ДР. Спасибо.
Спасибо, Зоя! Поздравляю с Дрем рождения! Желаю счастья, здоровья и благополучия!
Верочка, спасибо! Каждый Ваш топик — это подарок от души !!!
Спасибо, Зоя! так приятно))
Примите, Зоя, и мои поздравления
Милена, спасибо за поздравления и дружбу !
Присоединяюсь — интерьеры и меня волнуют. Эркер с витражами с цветущей магнолией — я там… вместе с моими восторгами. Спасибо, Вера, большое!
Да, эркеры теперь встретишь только в старых домах. Замечательная и очаровательная архитектурная деталь — создает небольшой островок уединения в большой комнате. А уж с витражами...
Да ещё на пять! окон))
Какая цветовая и утонченная роскошь! Удивительные работы. Интерьеры сами по себе самостоятельные предметы искусства
И так жаль, что они не сохранились до наших дней. Интерьеры эпохи модерна — настоящее сокровище. Я была в нескольких особняках с интерьерами того периода. Особенно впечатлил особняк Кельха.