Лампы Тиффани - сто лет тому назад
Абажур "Тюльпаны", стекло Favrile, цоколь - патинированная бронза с сетчатым основанием из дутого стекла от компании Tiffany Studios, музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Компания Tiffany Studios, широко известная своими изделиями из свинцового стекла, включая абажуры, просуществовала на рынке сорок лет вплоть до своего закрытия в 1932 году. Отдел абажуров был одной из самых инновационных и успешных мастерских в Америке. Когда отдел закрылся, его глава Джон Дикеман (1882–1967) сохранил оборудование для собственного пользования. Его наследники передали это оборудование музею Метрополитен в Нью-Йорке. И теперь мы имеем возможность заглянуть в творческую мастерскую Tiffany Studios сквозь пространство и время.
Рабочее место сборщика абажуров компании Tiffany Studios
Рисунок абажура будущего светильника разрабатывался художниками и дизайнерами студии, а затем утверждался руководством и передавался в производство.
Образец выкройки абажура "Тюльпаны" от компании Tiffany Studios (1900-1907)
Эта акварель на холсте - первый шаг в создании абажура "Тюльпаны". После утверждения образец перерабатывался в схему абажура. Схема рисунка наносилась на льняную ткань, которая затем раскрашивалась и прикреплялась к деревянной модели абажура.
Схема рисунка абажура "Тюльпаны" от компании Tiffany Studios
На этой схеме видно, что узор повторяется три раза, причем одна часть пронумерована. Номера соответствуют латунным шаблонам, использовавшимися для обводки и резки стекла. Латунные шаблоны передавали "девушкам Тиффани", вырезавшим из разноцветного стекла сотни и сотни отдельных элементов будущего рисунка. Темные очертания на схеме представляют собой каркас абажура.
Латунные шаблоны для резки стекла
Абажур собирали на округлой деревянной модели или «форме», а стеклянные части скрепляли вместе свинцовым припоем.
Эта закругленная деревянная модель имеет форму шестнадцатидюймового абажура «Тюльпан».
Цветной рисунок на льняной ткани прикреплялся к модели, а затем отдельные кусочки стекла, вырезанные с помощью латунных шаблонов, собирали на этой деревянной форме как пазл.
Пластина для резки фольги от Tiffany Studios, 1900–1907
Медную фольгу нарезали на полоски с помощью латунного шаблона. Затем каждый вырезанный стеклянный элемент будущего абажура оборачивался по контуру фольгой и передавался на стол сборки.
Фрагмент рисунка с пайкой.
Работники отдела ламп Tiffany Studios, фото из журнала «Космополитен», январь 1899 г.
Очень интересно! Спасибо, что поделились
Спасибо! Надеялась, что будет интересно. Лет пять назад мне бы эта статья пригодилась)
какая кропотливая работа...
Результаты впечатляющие!
Вера, и снова спасибо!
Татьяна, спасибо! Я сама в процессе написания статьи ощутила весь масштаб работы. В абажуре «Глициния» гораздо больше кусочков и они совсем малипусенькие)
Спасибо, Вера.Как всегда, интересно)))А я прочитала, посмотрела… Еще раз вернулась.еще посмотрела.И… Поймала грустинку… В голове заплясали просто слова,-ничто не вечно под луной… Даже вот такие шедевры, даже самое лучшее, что может создать ум человека, все имеет свое начало, и свой конец.Печалька.
Елена, грустить не нужно. Одно заканчивается, начинается что-то другое. Будем воспринимать, как неизбежную эволюцию)
Мне всегда было интересно «как». Ваш топик про моменты технологии изготовления шедевров очень познавателен. Спасибо.
Спасибо! Пришлось компоновать текст из разрозненных пометок к экспонатам. Но вроде бы ничего не пропустила)
Спасибо, Вера! Очень интересно.