Сервиз Маккея от компании Tiffany & Co
Бедный необразованный ирландский иммигрант, Джон Маккей стал одним из самых богатых людей в Америке, когда он и его три партнера, Джеймс Фэйр, Джеймс Флуд и Уильям О'Брайен, нашли серебряное месторождение, известное как «Большой Бонанза» в Неваде в 1873 году. Рудник включал в себя Комсток-Лод, крупнейшую жилу серебра, когда-либо обнаруженную в Соединенных Штатах.
Однажды во время посещения рудника Мария Луиза Маккей попросила у мужа серебряный обеденный сервиз, сделанный лучшими мастерами страны. Джону Маккею так понравилась эта мысль, что он приказал доставить полтонны серебра из шахты в компанию Tiffany & Co, где двести человек работали почти два года, чтобы выполнить заказ. Заказанный в 1877 году Джоном Маккеем, обеденный сервиз для двадцати четырех человек состоял из более чем 1250 предметов.
Tiffany & Co., «Сервиз Маккея», чаша для мороженого, позолоченное серебро, Университет Невады, Рино.
В 1878 году сервиз был отправлен в Париж для демонстрации на Всемирной Парижской выставке в составе коллекции компании Tiffany & Co, а затем доставлен в дом Маккеев на улице Тильзит, 9, недалеко от Триумфальной арки. Консервативное нью-йоркское высшее общество не приняло чету Маккеев, так что они перебрались на жительство в Париж.
Tiffany & Co., «Сервиз Маккея», один из пары серебряных канделябров на 29 свечей, ок. 1878 г., Университет Невады, Рино
Эдвард Ч. Мур, директор серебряного подразделения Tiffany, и Чарльз Т. Грожьян, ведущий ювелир Tiffany, столкнулись с проблемой огромного объема работ и нехватки квалифицированных кадров для ее выполнения.
Сервиз включал в себя массивный центральный элемент, чашу для пунша, пару огромных канделябров на 29 свечей, пару огромных салонных ламп, 24 суповые тарелки; 42 сервировочных блюда, супницы, винные кувшины и бутылочные подставки: кофейные, чайные и шоколадные сервизы; 24 суповые тарелки, тарелки для мороженого, кофейные чашки и блюдца, блюда, солонки и шейкеры и так далее. В этот список не входит набор столовых приборов из 900 предметов.
Tiffany & Co., «Сервиз Маккея», серебряная супница, индивидуальный шейкер для перца, ковши, Университет Невады, Рино.
Глубоко понимающий искусство ювелира, Грожьян искал новаторские способы создания чеканного или репуссированного декора и описал свои изыскания в дневниках. Творческий подход Грожьяна, дизайнерские способности Эдварда Ч. Мура и всей команды дизайнеров, чеканщиков и мастеров, принесло свои плоды. «Таким образом, многомесячная работа была выполнена за сравнительно короткое время с небольшим количеством специалистов» (из дневников Грожьяна).
Tiffany & Co., «Сервиз Маккея», винный графин, подставка для масла и уксуса, совок для крошек и нож, Университет Невады, Рино.
В эпоху позолоченного века обеды и балы миссис Маккей стали легендарными. Обеденный сервиз Mackay был в центре банкетов, на которых присутствовали члены королевской семьи, аристократия, президент и миссис Улисс Грант, а также один из самых известных людей того времени - Баффало Билл.
Tiffany & Co, «Сервиз Маккея», серебряная стойка для сигар, винный холодильник и ваза для сельдерея, Университет Невады, Рино.
История зафиксировала потрясающий успех показа Тиффани на Парижской всемирной выставке 1878 года. Tiffany & Co стала первой американской фирмой, получившей «Гран-при» за изделия из серебра на международной выставке. Чарльз Тиффани был удостоен звания кавалера французского Почетного легиона, а ювелиры Мур, Грожьян и Даймс получили награды. Отношение публики к сервизу было двояким: одни признавали его удивительным произведением искусства, другие считали его символом модерна и показного богатства Соединенных Штатов и американцев.
Эдвард Ч. Мур прекрасно понимал эту дилемму: как создать произведение искусства и не впасть в крайность? В дневниковой записи 1879 года отмечается: «Миссис Маккей все еще выражает желание иметь большую центральную деталь - ту, с птицей, которая вылетает, когда нажимают педаль под столом, и будет петь, а затем снова исчезнет. E.C. M [Эдвард Мур] не хочет делать это, утверждая, что это вульгарно ..."
Tiffany & Co., «Сервиз Маккея», Серебряные тарелки для мороженого, Университет Невады, Рино.
Одно из самых значительных достижений при создании сервиза касается позолоченных и эмалированных кофейных чашек, которые стали красочными, похожими на драгоценности произведениями искусства. Изысканный декор этих чашек с выемчатой эмалью в экзотическом индийском и ближневосточном вкусе олицетворяет экстравагантный стиль позолоченного века.
Эти позолоченные и эмалированные чашки и блюдца являются частью одного из самых известных и роскошных сервизов, когда-либо созданных в Америке (собрание Метронолитен-музея, Нью-Йорк).
Все предметы, за исключением кофейного послеобеденного набора и набора для пунша были изготовлены из серебра. В декоре кофейного набора и набора для пунша использована позолота и разноцветная эмаль, узор выполнен в псевдоиндийском стиле и изображает монограмму жены Маккея Мари-Луизы (MLM) и герб ее девичьей фамилии Хангерфорд.
В декоре позолоченных и эмалированных чашек для пунша из состава "Сервиза Маккея" использован традиционный для Шотландии мотив чертополоха. Частная коллекция.
По завершении сервиз состоял из более чем 1250 предметов и содержал более полутонны серебра. По слухам стоимость сервиза составила 125 000 долларов. Это ошеломляющая сумма, если принять во внимание, что стоимость сервиза эквивалентна стоимости 300-400 автомобилей, которые начали выпускать 15 лет спустя, а они были предметом роскоши и стоили от 300 до 400 долларов каждый.
Tiffany & Co., «Сервиз Маккея», часть сервиза, дающая частичное представление о его масштабах, в витрине Университета Невады в Рино. Фотография сделана c. 1962 г., Университет Невады, Рино.
По завершении сервиза г-н Маккей выкупил штампы, чтобы никто и никогда не смог повторить эту уникальную разработку. Сервиз был доставлен в Париж вместе с альбомом фотографий в кожаном переплете с серебряной застежкой и помещен в девять сундуков из орехового и красного дерева, каждый из которых был украшен серебряной табличкой с подробным описанием его содержимого.
Tiffany & Co., «Сервиз Маккея», серебряная чаша для салата, частная коллекция
Каждый предмет сервиза был индивидуально декорирован вручную богатым цветочным орнаментом, включая повторения ирландского трилистника, шотландского чертополоха, растений американского сада и полевых цветов. Вдохновение для декора послужили ближневосточные, персидские и индийские орнаменты.
Tiffany & Co., «Сервиз Маккея», набор серебряных блюд для мяса, частная коллекция
Сервиз Mackay, выдающийся как образец мастерства ювелиров и свидетельство высокого викторианского вкуса, является одновременно художественным и историческим памятником.
Какая роскошь… Очень красивый сервиз! Тонкая работа.Интересно, как сложилась его судьба.Вряд ли он сохранился в первозданном состоянии… Спасибо, Вера.
Леночка, спасибо! Основная часть сервиза (перечня не знаю) сохранилась и выставляется в музее Университета Невады в Рино. Две чашки и два блюдца от кофейного сервиза — в Метрополиьен-Музее. Чаша для мороженого и тарелки для мороженого — в частных коллекциях.
Нашла и другие части сервиза из частных коллекций. Вечером дополню текст)
Спасибо, Верочка.Мне как-то всегда жалко, когда такие вещи распыляются по частным коллециям:(Хотя и понимаю, что иначе и быть не может.Время неумолимо, и всегда вносит свои коррективы.
В основном все в Невадском университете, кроме позолоченных наборов. А вот по салатницам и блюдам, как я поняла продажи исходили от университета Невады. Может им деньги были очень нужны, а может я что-то неправильно поняла.
Да, есть еще ролик на сайте университета Невады. По-английски, но все понятно. Ссылку могу прислать в переписке. А то из комментариев ее изымают.
Вообще-то Мари Луиза была вполне себе симпатичной женщиной. Разве что слишком богатой)
Какой недостаток)))! Кроме этого, она уж больно мила.
Красивая женщина… Надеюсь, богатство принесло ей и счастье)))Красивые, судя по по всему, можно предположить, что голубые, глаза-грустные.
У нее интересная биография. Нужно будет сделать топик в дополнение к этой статье
Отлично, ждём. Спасибо.
Удивительный сервиз. Столько красивых вещей. И каждый предмет — произведение искусства
Уникальный! Даже теперь трудно представить себе такое количество серебряных вещей в одной комнате)
Бесподобно! У меня, как у, глаза заблестели!
Богассьво!
Боже, какая изысканность!
И какой масштаб!