Вазы-бутоны от Tiffany Studios
Что мы оцениваем в первую очередь, когда покупаем вазу для цветов? В первую очередь это ее форма и цвет. Сегодня в нашей подборке особенные вазы в форме цветка. Такую форму еще называют «флориформ» - тонкая ножка, как стебель растения, и чаша в виде бутона или распустившегося цветка.
Ваза-цветок из фаврильного стекла, высота 28 см, Tiffany Studios, около 1900 г.
Вазы «флориформ», создававшиеся сто лет назад компанией Tiffany Studios, удивительно отличаются друг от друга, и в то же время узнаваемы с первого взгляда. Такие вазы в форме цветка, были впервые созданы в 1893 году под руководством Луи Комфорта Тиффани на его стекольном Stourbridge Glass Company, предшественнике Tiffany Studios. Хотя это один из самых ранних дизайнов Тиффани, попавший в музейные коллекции по всему миру еще в 1896 году, форма цветка никогда не исчезала из производства и развивалась по мере роста компании в престиже и технических возможностях. Твердо придерживаясь того, что «цвет для глаза то же, что музыка для уха», Луи К. Тиффани продолжал создавать красоту, изысканность и необычность в каждой уникальной стеклянной вазе на протяжении всей жизни.
Одна из ранних ваз «флориформ» из фаврильного стекла с позолотой, высота 26 см, Tiffany Studios, около 1897 г.
Одна из ранних ваз «флориформ», высота 21,6 см, Tiffany Studios, около 1895 г.
На должность руководителя стекольного производства Stourbridge Glass Company был приглашен Артур Дж. Нэш, получивший образование в Англии и хорошо разбиравшийся в формулах и методах изготовления стекла. Благодаря его изысканиям были созданы новые разнообразные сорта стела, которые вы видите в вазах «флориформ». А заслугу создания этих изящных форм приписывают одному из мастеров компании, опытному стеклодуву Томасу Мандерсону.
За удивительно короткий промежуток времени было создано множество изысканных форм и вариантов декора. Когда в марте 1895 года компания рекламировала коллекцию стекла, запатентованного под названием Favrile, критики сразу же дали этим вазам исключительно положительные отзывы: «Формы тоже восхитительны в своей простоте. Г-н Тиффани вышел далеко за рамки опыта большинства художников, когда они хотят украсить то, что само по себе является украшением… Есть и другие произведения, похожие на цветы и растения. У некоторых есть луковицы, которые вьются вверх, как виноградная лоза или тюльпан. Есть и другие, напоминающие гиацинты и нарциссы. Они все прекрасны, и мистера Тиффани следует поздравить с тем, что он принес в мир новое искусство».
Ваза в форме цветка, окрашенная в цвета голландского тюльпана, высота 40 см, Tiffany Studios, около 1902 г.
Ваза «флориформ» с волнистым ободком из молочного стекла, высота 31 см, Tiffany Studios, около 1900 г.
Ваза-цветок, высота 34 см, Tiffany Studios, около 1900 г.
Многие цветочные вазы имеют на стеблях небольшое утолщение, известное как «шишечка». С одной стороны такая деталь придавала естественную близость изделия к природным цветам, но с другой стороны имела и практическое назначение. По словам художника по стеклу Эвана Чемберса, такая деталь помогала мастеру возможность удерживать инструментом и удлинять тонкую ножку, пока стекло еще горячее, существенно уменьшая риск повреждения изделия.
Ваза «флориформ» с волнистым ободком из фаврильного стекла, высота 27 см, Tiffany Studios, около 1903 г.
Ваза-бутон, высота 27 см, Tiffany Studios, около 1900 г.
Ваза «флориформ» из фаврильного стекла, высота 31 см, Tiffany Studios, около 1902 г.
Ваза в форме цветка из фаврильного стекла, высота 31 см, Tiffany Studios, около 1900 г.
Ваза-цветок из фаврильного стекла, высота 31 см, Tiffany Studios, около 1904 г.
Ваза «флориформ» из фаврильного стекла, высота 38 см, Tiffany Studios, около 1904 г.
Ваза-бокал из фаврильного стекла, высота 44,4 см, Tiffany Studios, около 1904 г.
Ваза «Египетский лук» из фаврильного стекла, высота 51 см, Tiffany Studios, около 1905 г.
Некоторые варианты ваз «флориформ» имеют собственное название. Форма «Египетский лук» впервые появилась в 1900 году. Вот ее описание, относящееся к этому времени: «Одна из ваз имела необычную форму: казалось, что она выросла из луковицы, являющейся основанием, со своеобразной текстурой, не отполированной и не скучной».
Другая очень популярная форма вазы, которую сегодня называют «Джек-на-кафедре» (народное название цветка Arisaema triphyllum), на момент создания модели называлась «Анютины глазки». Эта культовая модель была впервые разработана мастером Джоном Холлингсвортом примерно в 1906 году. Эти вазы, с широко раскрытым горлышком-венчиком действительно больше напоминают анютины глазки. Но название «Jack In The Pulpit» уже стало общеупотребительным.
Ваза «Jack-in-the-Pulpit» из фаврильного стекла, высота 54 см, Tiffany Studios, около 1906 г.
Пара ваз «Calyx», высота 32 см, Tiffany Studios, около 1904-1906 гг.
Форма ваз, ныне известных как «Calyx (Чашечки)», разрабатывалась как «Лилия». И действительно, удлиненная форма чаши напоминает едва раскрывающиеся бутоны лилейников.
Ваза «флориформ» из фаврильного стекла, высота 21 см, Tiffany Studios, около 1900 г.
Ваза-бутон из фаврильного стекла, высота 35,6 см, Tiffany Studios, около 1904 г.
Ваза «флориформ», высота 30,5 см, Tiffany Studios, около 1900 г.
Ваза «флориформ» из фаврильного стекла, высота 23 см, Tiffany Studios, около 1900 г.
Ваза «флориформ» из фаврильного стекла, высота 30 см, Tiffany Studios, около 1904 г.
Ваза в форме цветка, высота 28 см, Tiffany Studios, около 1910 г.
Ваза-бутон из фаврильного стекла, высота 34,6 см, Tiffany Studios, около 1904 г.
Ваза «флориформ» из фаврильного стекла, высота 31 см, Tiffany Studios, около 1904 г.
Красивые формы, интересная информация истории создания красоты. Благодарю!
Спасибо, Оля! Стекло Тиффани очень интересное и новаторское, экспериментальное и при том связанное с историей. Есть о чем рассказать.
Удивительные вазы, изысканные формы, а какие цвета, залюбовалась! Я так поняла, что эти вазы сами украшения, букет туда не подойдет. Тиффани — этим все сказано! Верочка, спасибо, очень интересная информация и очень красивые вазы !!!
Спасибо, Зоя! Да, они больше похожи на арт-объекты, чем на утилитарные предметы. Очень хочется увидеть это стекло вживую. Переливающееся стекло невозможно точно отобразить на фото.
Конечно, обзор вкруговую добавит эмоций))
Изысканно, празднично, познавательно — всё как мы любим благодаря Вам, Вера!!! Спасибо большое))
Спасибо, Мелена! В творчестве Л.К. Тиффани так много интересного, просто неисчерпаемый источник удивления и вдохновения)
Согласна)) Говорим Тиффани — подразумеваем предвкушение и праздник)))
Благодарю, очень интересно и познавательно! Какая красота!
Спасибо, Галина! Стараюсь находить побольше информации — так интереснее разглядывать сами произведения искусства))
Так и есть — и мы за Вами, как за опытным экскурсоводом восторженной и тесной группой)))
Тогда вперед! Сегодня — микромозаика))
Богатство форм, богатство красок! И это СТЕКЛО! Это не роспись по стеклу… Это просто впечатляет. Удивительные работы, удивительно талантливые мастера
Уже много было подборок по стеклу Тиффани. И все равно нахожу новые «экспонаты», которые хочется всем показать))