Хлебников – шкатулки
Ювелирная фирма Хлебникова, одна из крупнейших и наиболее известных фирм конца XIX - начала XX века, славилась своими работами в неорусском стиле. Хлебников использовал весь технический потенциал своего времени, экспериментируя с различными техниками эмали, использованием полудрагоценных камней, горельефа и необычных пород дерева. Конец XIX века ознаменовался ростом интереса к русской истории, когда художники и мастера стремились возродить традиционные формы русского искусства. Шкатулки и ларцы, украшенные яркими узорами, или выполненные в сдержанном стиле северного модерна, иногда сделанные на заказ, часто дарили по случаю памятных событий.
Большая шкатулка в неорусском стиле из клена «птичий глаз» в серебряной оправе с накладными эмалированными барельефами животных, украшенная эмалью и драгоценными камнями, включая янтарь, родонит, лазурит, гранаты и яшму, с двумя круглыми ручками в форме змеи, кусающей собственный хвост, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Большая серебряная шкатулка в форме терема с каркасом из черного дерева, отделанная чеканным серебром, полихромной эмалью и аметистами, передняя панель с двумя ручками украшена бирюзовой, синей и красной перегородчатой эмалью, на подставке из черного дерева, шкатулка выполнена по проекту профессора Р.А. Гедике на фабрике Хлебникова в Москве, резьба Г.И. Шредера (Санкт-Петербург), длина подставки 127 см, высота 44 см.
Такие великолепные подарки обычно преподносилась императорской семьей, русской знатью и богатыми купцами в качестве дипломатических подарков. Однако в данном случае этот уникальный шедевр, украшенный серебром и драгоценными камнями, безымянные фабричные рабочие преподнесли своему благодетелю, первому российскому текстильному магнату, Льву Герасимовичу Кнопу (1821–1894). Дарственная надпись гасит: «Льву Герасимовичу Кнопу от рабочих российских фабрик».
Кноп родился в Бремене, Германия. Своему ремеслу он научился на мануфактуре своего дяди в Англии, но именно в России он сделал свое состояние. Он приехал в Россию как представитель компании своего дяди: Jersey & Co, чтобы продавать импортные английские ткани. Текстильный рынок в России был не развит, не было соответствующих машин для прядения и ткачества хлопка. Кноп быстро осознал эту возможность и основал компанию для предоставления ссуд российским предпринимателям на открытие текстильных заводов, а также импортировал станки для ткачества, окраски и печати текстильных изделий. Он участвовал в организации 200 текстильных предприятий.
В середине 1850-х годов он приобрел остров Кренгольм у берегов Эстонии и основал крупнейшую хлопкопрядильную фабрику того времени, на которой работало более 10 000 человек. Документально подтверждено, что на этом предприятии, как и во всех его компаниях, он обеспечивал своих рабочих медицинскими услугами, уходом за детьми, обучением и жильем. В 1877 году ему был пожалован титул барона.
Шкатулка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, длина 21 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Шкатулка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, длина 10 см, Хлебников, Москва, 1883 г.
Шкатулка из серебра с изображением богатыря на коне, длина 17 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Шкатулка-сундучок из серебра, длина 13,6 см, Хлебников, Москва, 1872 г.
Шкатулка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой и живописной эмалью, с изображением картины Ильи Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» на крышке, длина 22 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Шкатулка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, длина 15 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная шкатулка в стиле модерн, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Редкая шкатулка из золота и перегородчатой эмали, длина 8 см, Хлебников, Москва, около 1890 г.
Большая серебряная шкатулка с фигурой стоящего рядом боярина, длина 32 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная шкатулка, украшенная позолотой и выемчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1886 г.
Серебряная коробка для сигар в стиле модерн, Хлебников, длина 20 см, Москва, 1908-1917 гг.
удивительные, красивые, мастерски сделанные шкатулки! Уже первая — шедевр, а с боярином — так это просто какое-то волшебство.
Вера, спасибо за очередную порцию красоты
Татьяна, спасибо! Всегда с удовольствием публикую подборки по русским серебряных дел мастерам. Эти узоры неизменно вызывают у меня ощущение удовольствия и гармонии)
Вера, спасибо за очередную порцию красоты
Лариса, спасибо! По этой фирме у меня много красоты. Есть что показать))
Шкатулки — это моя любимая тема! Какая роскошь, красота удивительная! Спасибо Верочка за возможность увидеть такие чудесные творения !
Зоя, спасибо! Шкатулочки м моя тема. Привозила их домой со всего света. Не могу устоять))
Спасибо, Вера! Шкатулки, ларцы — удивительные, роскошные и плюс интрига к сокровищам внутри )))
Мелена, спасибо! У меня дома много шкатулочек и коробочек. Очень люблю отделку перламутром. Драгоценностями они не наполнены, но зато снаружи какая красота))
Драгоценности и сокровища — наверное про разное ))). Иногда хранится предмет, просто связанный с ценным воспоминанием.
Ну да… сокровища памяти...
Благодарю Вас, Вера!
Спасибо, Наталья)
Красота необыкновенная! Очень понравились… С боярином-особенно.Очень необычно, оригинально.Верочка, спасибо!
Леночка, спасибо! Да, Боярин — это два в одном — и статуэтка, и шкатулка)
Вера, большое спасибо за знакомство с миром прекрасного русского шедевра.
Спасибо! Тема русского серебра и эмалей очень объемная. В запасе еще много имен интересных мастеров, о которых я даже не упоминала.