Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Геммы в ювелирной оправе

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2024-12-14 12:05:28
Рейтинг: 28221
Комментариев: 6364
Топиков: 791
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Благородное искусство глиптики, гравировки по драгоценным камням, известно со времен античности. Резные камни с выпуклым изображением называют камеями, а с углубленным рисунком – инталиями. Есть и общее название для камей и инталий - геммы. Наиболее подходящим материалом для создания камей считались слоистые камни, особенно сардониксы, позволявшие создавать контрастные рельефные изображения. Прозрачные полудрагоценные и драгоценные камни чаще использовались для создания инталий.

Древние античные инталии всегда были желанным предметом коллекционирования. Государственный Эрмитаж обладает одной из самых обширных коллекций глиптики, основу которой заложила сама Екатерина Великая.

​Геммы в ювелирной оправе

Камея из сардоникса с изображением Эдипа и Сфинкса работы Никколо Амастини (1780-1851) в золотой оправе, высота 36 мм, Италия, начало XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

В XVIII-XIX веках интерес к камнерезному искусству возродился вновь. Самыми искусными резчиками того времени считались итальянские мастера. И, в первую очередь, Джованни Пихлер (1734-1791) — итальянский гравер, считающийся величайшим представителем искусства глиптики XVIII века. Джованни обучил многих известных граверов начала XIX века, среди которых Филиппо Рега, Антонио Берини, Джованни Антонио Сантарелли и Кристиан Фридрих Хеккер.

Сохранилось несколько историй о том, как работы Пихлера ошибочно принимали за произведения искусства, созданные в античный период. А для мастера-гравера не было большего комплимента, если его работу сочли столь же хорошей, как и работа граверов классической античности. В 1790 году Пихлер выпустил каталог из 200 оттисков инталий своей работы.

​Геммы в ювелирной оправе

Камея из сардоникса с изображением Париса работы Джованни Пихлера (Рим,1780 г.) в золотом кольце.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотое кольцо с камеей из сарда (интенсивно окрашенный сердолик) с изображением сценической маски работы Джованни Пихлера, Рим, около 1770-1780 гг.

​Геммы в ювелирной оправе

Камея из сардоникса «Леда и Лебедь» работы Антонио Берини (1770-1861), Милан, около 1800 г.

Во все времена резные камни использовали в качестве украшений. Практика устанавливать камеи и инталии в кольцо существовала издавна. Такие кольца и перстни считались талисманами. Перстни с инталиями использовали в качестве личной печати. Подобный перстень-печатка или талисман с надписью на иврите, которое поэт воспел в нескольких своих стихотворениях, был подарен Пушкину Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой при его отъезде из Одессы.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотое кольцо конца XIX века с древней инталией (II век н. э.) из сардоникса с изображением льва. Аристотель описывает льва в своей «Истории животных» как «благородное и великодушное» существо. Считалось, что его свирепая природа, связанная с властью, защищает носителя от сглаза.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотое кольцо с древней инталией (около II века н. э.) из сардоникса с изображением горгоны Медузы, Tiffany & Co, около 1900 г.

Подобные изображения считались мощным талисманом от сглаза. Оправа кольца совсем простая, вероятно выполненная по заказу коллекционера, поскольку эта работа совершенно не характерна для изделий компании Tiffany & Co того времени. Это была обычная практика – многие собиратели старинных гемм заказывали ювелирные оправы для своих миниатюрных экспонатов, чтобы носить их в качестве украшений.

​Геммы в ювелирной оправе

Брошь с римской камеей из агата (I век н. э.) с изображением спящей собаки, в золотой оправе в виде Уробороса (змей, кусающий свой хвост, олицетворяющий вечность) с глазами, инкрустированными бриллиантами, Англия, XIX век.

Камея принадлежала Джорджу Спенсеру, 4-му герцогу Мальборо (1738-1817), чья коллекция драгоценных камней и камей была, возможно, самой большой и прекрасной из когда-либо собранных. Она оставалась во дворце Бленхейм, резиденции герцогов Мальборо, до 1875 года, когда вся коллекция драгоценных камней была продана с аукциона.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотое кольцо, изготовленное в Англии примерно в 1760 году, с камеей из сардоникса (вероятно, Италия, XVI в.) с женским профилем, вероятно одной из римских императриц. Правители Древнего Рима были популярной темой для граверов эпохи Возрождения, поскольку их считали образцом богатства и власти.

Самое известное произведение ювелирного искусства XIX века с камеями, это, безусловно, Девонширская парюра – набор украшений из семи ювелирных изделий (включая браслет, бандо, гребень, корону, корсаж, ожерелье и диадему), заказанный 6-м герцогом Девонширским для графини Гренвилл, жены его племянника, по случаю коронации царя Александра II в 1856 году. Каждое изделие украшено старинными геммами из коллекции 2-го герцога Девонширского.

​Геммы в ювелирной оправе

Диадема и корсажное украшение из состава Девонширской парюры, золото, эмаль, бриллианты, сердолик, оникс, гранат, гиацинты, лазурит и сардоникс, CF Hancock, 1856 г., поместье Чатсуорт, Англия.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотое кольцо с камеей из сардоникса с изображением дракона, возможно имевшего геральдическое значение, около 1800 г.

Во второй половине девятнадцатого века камеи стали использовать буквально во всех возможных видах украшений: ожерельях, браслетах, брошах. Эта ювелирная мода подогревалась интересом к великим археологическим открытиям XIX века и связанным с ними находках старинных украшений в этрусских гробницах, развалинах Помпей, кладах Шлимана. Увлечение копированием древних украшений привело к возникновению стиля, который называют «археологическим». Такие ювелиры как Кастеллани, Карло Джулиано, Эрнесто Пьерре, создали в этот период великолепные украшения, в том числе с геммами как старинными, так и современными, черпая вдохновение в античных источниках.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая брошь работы Кастеллани с камеей из сардоникса (вероятно, работы Никколо Амастини, около 1830 г.) с профилем поэтессы Сапфо из Митилины, Рим, около 1875 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотой браслет с шестью сердоликовыми инталиями с изображением птиц и животных, соединенными шарнирными звеньями, украшенными жемчугом, Кастеллани, Рим, около 1870 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Брошь «Медуза» с агатовой камеей карамельного цвета, Wièse, Париж, около 1880 г. Хотя украшение создано в девятнадцатом веке, изделию намеренно придавался состаренный вид античного сокровища.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотое кольцо с древней византийской инталией из граната с изображением соколиной охоты, Wièse, Париж, около 1890 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая брошь работы Эрнесто Пьерре, украшенная эмалью, жемчугом, изумрудами и камеей из сардоникса работы Жирарде, изображающей аллегорию Рассвета в виде прекрасной женщины с букетом цветов, Рим, около 1875 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотой браслет с шестью камеями, на центральной большой камее из сардоникса вырезано изображение Зевса (вероятно, работы итальянского мастера), Англия, около 1820 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотое ожерелье с камеями из лавового камня, Италия, конец XIX века. Изделия из лавового камня были излюбленным сувениром среди туристов, посещавших Неаполь.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотой браслет с камеей из красной яшмы с изображением Пана, украшенный жемчугом, Альфонс Фуке, Франция, около 1890 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая брошь с камеей из агата с изображением женского профиля в классическом стиле, украшенная жемчугом и эмалью, Франция, около 1870 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая диадема с камеями из аметиста, сердолика и агата, украшенная эмалью, около 1860 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Большая золотая брошь с 12 инталиями (II-XVII вв.) из сердолика, яшмы и агата, Англия, XIX век.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотое ожерелье и серьги с резными подвесками из сердолика, халцедона, пренита, дымчатого кварца, лазурита и гелиотропа с изображением Аполлона (в центре) в окружении богов и богинь греко-римского пантеона, Hunt & Roskell, Англия около 1870 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая брошь с камеей из сардоникса с изображением Феба-Аполлона и четверки коней, Michelini, XIX век.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая брошь с камеей из перидота с изображением вакханки, украшенная эмалью, Англия, конец XIX века.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая брошь с камеей из агата с изображением женского профиля, около 1870 г.

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая брошь с камеей из сардоникса с изображением танцующей менады, в окружении бриллиантов, вероятно, Екатеринбургская камнерезная фабрика, Россия, около 1800 г.

Работы русских камнерезов в жанре глиптики не столь известны, как монументальные произведения искусства гранильных фабрик Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Колывани. Тем не менее, при каждой фабрике имелась мастерская, занимавшаяся созданием гравированных миниатюр. Классические сюжеты копировались с гипсовых оттисков известных камей в европейских коллекциях, а также с гравюр, опубликованных в книгах, таких как «Древности Геркуланума (Antichità di Ercolano)».

​Геммы в ювелирной оправе

Золотая брошь с камеей из агата с изображением купидона в белой эмалевой рамке с гильошированным узором, украшенная бриллиантами, Россия, около 1900 г.

Мне нравится21
14
Добавить в закладки
389
14 комментариев
tgkh5501 (Татьяна)
2024-12-14 22:28:44
+3

Вроде бы и яркие красочные уникальные украшения, но они какие-то официальные, но достаточно любопытные. Это для меня из серии «дорого-богато». Но даже представить себе не могу, как такие изображения может создать человеческая рука… Это же конец 19 — начало 20 веков и еще не придумали лазера... 

Primavera (Вера)
2024-12-17 10:24:37
+1

А некоторые камеи из этой подборки датируются вторым веком н.э., что еще более поразительно)

tgkh5501 (Татьяна)
2024-12-17 13:11:29
+2

Вот это мастерство!

Ната (Редько Наталья)
2024-12-15 09:34:04
+4

Вера, спасибо за показ такого великолепия!

Primavera (Вера)
2024-12-17 10:26:31
0

Спасибо, Наталья! Мне всегда нравились камеи)

Зоя
Зоя
5387
2024-12-15 13:36:27
+3

Камея и инталия, мне кажется, высокая степень ювелирного мастерства. Там камень надо высеч не просто, а с изображением и даже с узнаваемыми лицами! Соласна с Татьяной, как это было возможно в те времена! Восхищению нет предела! Спасибо, Верочка за новые познания и красоту, созданную великими мастерами !

Primavera (Вера)
2024-12-17 10:29:51
+2

Спасибо, Зоя! Мне особенно кажется примечательной камея с собакой — такое естественное и реалистичное изображение! А ведь она создана два тысячелетия назад!

Melena
Melena
3225
2024-12-15 13:47:50
+3

Спасибо, Вера! Топик интересный, камеи дивные))) Тоже мысль посетила про инструментарий гравёров. Сначала из ранних школьных лет зубосверлильный аппарат с ремённой передачей всплыл (опять же без розетки никак))). Потом пришли на память различные пружинные технологии (заводятся ключом). Опять же античные времена… Наверное всё-таки какая-то передача от качающейся педали. Столько усилий ради совершенства красоты!

Primavera (Вера)
2024-12-17 10:34:58
+2

Спасибо, Мелена! Думаю, что даже и педали в первом-втором веках не было) Камеи слишком маленькие, чтобы можно было  использовать какую-то примитивную механизацию. Только ручная работа — скребки, напильники, шлифовка...

Melena
Melena
3225
2024-12-17 11:05:52
+2

Восхищение и уважение древним Мастерам ))

Наталия ()
2024-12-18 00:51:48
+1

Каждое изделие — рукотворное чудо, можно любоваться (и восхищаться) бесконечно! Что-то невероятное!

Primavera (Вера)
2024-12-18 15:51:33
+1

Разделяю эти чувства)

lodka (Анета Кирова)
2024-12-23 13:05:39
+1

Спасибо, очень интересно!

Primavera (Вера)
2024-12-23 17:47:00
0

Спасибо, Анета!