Геммы в ювелирной оправе
Благородное искусство глиптики, гравировки по драгоценным камням, известно со времен античности. Резные камни с выпуклым изображением называют камеями, а с углубленным рисунком – инталиями. Есть и общее название для камей и инталий - геммы. Наиболее подходящим материалом для создания камей считались слоистые камни, особенно сардониксы, позволявшие создавать контрастные рельефные изображения. Прозрачные полудрагоценные и драгоценные камни чаще использовались для создания инталий.
Древние античные инталии всегда были желанным предметом коллекционирования. Государственный Эрмитаж обладает одной из самых обширных коллекций глиптики, основу которой заложила сама Екатерина Великая.
Камея из сардоникса с изображением Эдипа и Сфинкса работы Никколо Амастини (1780-1851) в золотой оправе, высота 36 мм, Италия, начало XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
В XVIII-XIX веках интерес к камнерезному искусству возродился вновь. Самыми искусными резчиками того времени считались итальянские мастера. И, в первую очередь, Джованни Пихлер (1734-1791) — итальянский гравер, считающийся величайшим представителем искусства глиптики XVIII века. Джованни обучил многих известных граверов начала XIX века, среди которых Филиппо Рега, Антонио Берини, Джованни Антонио Сантарелли и Кристиан Фридрих Хеккер.
Сохранилось несколько историй о том, как работы Пихлера ошибочно принимали за произведения искусства, созданные в античный период. А для мастера-гравера не было большего комплимента, если его работу сочли столь же хорошей, как и работа граверов классической античности. В 1790 году Пихлер выпустил каталог из 200 оттисков инталий своей работы.
Камея из сардоникса с изображением Париса работы Джованни Пихлера (Рим,1780 г.) в золотом кольце.
Золотое кольцо с камеей из сарда (интенсивно окрашенный сердолик) с изображением сценической маски работы Джованни Пихлера, Рим, около 1770-1780 гг.
Камея из сардоникса «Леда и Лебедь» работы Антонио Берини (1770-1861), Милан, около 1800 г.
Во все времена резные камни использовали в качестве украшений. Практика устанавливать камеи и инталии в кольцо существовала издавна. Такие кольца и перстни считались талисманами. Перстни с инталиями использовали в качестве личной печати. Подобный перстень-печатка или талисман с надписью на иврите, которое поэт воспел в нескольких своих стихотворениях, был подарен Пушкину Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой при его отъезде из Одессы.
Золотое кольцо конца XIX века с древней инталией (II век н. э.) из сардоникса с изображением льва. Аристотель описывает льва в своей «Истории животных» как «благородное и великодушное» существо. Считалось, что его свирепая природа, связанная с властью, защищает носителя от сглаза.
Золотое кольцо с древней инталией (около II века н. э.) из сардоникса с изображением горгоны Медузы, Tiffany & Co, около 1900 г.
Подобные изображения считались мощным талисманом от сглаза. Оправа кольца совсем простая, вероятно выполненная по заказу коллекционера, поскольку эта работа совершенно не характерна для изделий компании Tiffany & Co того времени. Это была обычная практика – многие собиратели старинных гемм заказывали ювелирные оправы для своих миниатюрных экспонатов, чтобы носить их в качестве украшений.
Брошь с римской камеей из агата (I век н. э.) с изображением спящей собаки, в золотой оправе в виде Уробороса (змей, кусающий свой хвост, олицетворяющий вечность) с глазами, инкрустированными бриллиантами, Англия, XIX век.
Камея принадлежала Джорджу Спенсеру, 4-му герцогу Мальборо (1738-1817), чья коллекция драгоценных камней и камей была, возможно, самой большой и прекрасной из когда-либо собранных. Она оставалась во дворце Бленхейм, резиденции герцогов Мальборо, до 1875 года, когда вся коллекция драгоценных камней была продана с аукциона.
Золотое кольцо, изготовленное в Англии примерно в 1760 году, с камеей из сардоникса (вероятно, Италия, XVI в.) с женским профилем, вероятно одной из римских императриц. Правители Древнего Рима были популярной темой для граверов эпохи Возрождения, поскольку их считали образцом богатства и власти.
Самое известное произведение ювелирного искусства XIX века с камеями, это, безусловно, Девонширская парюра – набор украшений из семи ювелирных изделий (включая браслет, бандо, гребень, корону, корсаж, ожерелье и диадему), заказанный 6-м герцогом Девонширским для графини Гренвилл, жены его племянника, по случаю коронации царя Александра II в 1856 году. Каждое изделие украшено старинными геммами из коллекции 2-го герцога Девонширского.
Диадема и корсажное украшение из состава Девонширской парюры, золото, эмаль, бриллианты, сердолик, оникс, гранат, гиацинты, лазурит и сардоникс, CF Hancock, 1856 г., поместье Чатсуорт, Англия.
Золотое кольцо с камеей из сардоникса с изображением дракона, возможно имевшего геральдическое значение, около 1800 г.
Во второй половине девятнадцатого века камеи стали использовать буквально во всех возможных видах украшений: ожерельях, браслетах, брошах. Эта ювелирная мода подогревалась интересом к великим археологическим открытиям XIX века и связанным с ними находках старинных украшений в этрусских гробницах, развалинах Помпей, кладах Шлимана. Увлечение копированием древних украшений привело к возникновению стиля, который называют «археологическим». Такие ювелиры как Кастеллани, Карло Джулиано, Эрнесто Пьерре, создали в этот период великолепные украшения, в том числе с геммами как старинными, так и современными, черпая вдохновение в античных источниках.
Золотая брошь работы Кастеллани с камеей из сардоникса (вероятно, работы Никколо Амастини, около 1830 г.) с профилем поэтессы Сапфо из Митилины, Рим, около 1875 г.
Золотой браслет с шестью сердоликовыми инталиями с изображением птиц и животных, соединенными шарнирными звеньями, украшенными жемчугом, Кастеллани, Рим, около 1870 г.
Брошь «Медуза» с агатовой камеей карамельного цвета, Wièse, Париж, около 1880 г. Хотя украшение создано в девятнадцатом веке, изделию намеренно придавался состаренный вид античного сокровища.
Золотое кольцо с древней византийской инталией из граната с изображением соколиной охоты, Wièse, Париж, около 1890 г.
Золотая брошь работы Эрнесто Пьерре, украшенная эмалью, жемчугом, изумрудами и камеей из сардоникса работы Жирарде, изображающей аллегорию Рассвета в виде прекрасной женщины с букетом цветов, Рим, около 1875 г.
Золотой браслет с шестью камеями, на центральной большой камее из сардоникса вырезано изображение Зевса (вероятно, работы итальянского мастера), Англия, около 1820 г.
Золотое ожерелье с камеями из лавового камня, Италия, конец XIX века. Изделия из лавового камня были излюбленным сувениром среди туристов, посещавших Неаполь.
Золотой браслет с камеей из красной яшмы с изображением Пана, украшенный жемчугом, Альфонс Фуке, Франция, около 1890 г.
Золотая брошь с камеей из агата с изображением женского профиля в классическом стиле, украшенная жемчугом и эмалью, Франция, около 1870 г.
Золотая диадема с камеями из аметиста, сердолика и агата, украшенная эмалью, около 1860 г.
Большая золотая брошь с 12 инталиями (II-XVII вв.) из сердолика, яшмы и агата, Англия, XIX век.
Золотое ожерелье и серьги с резными подвесками из сердолика, халцедона, пренита, дымчатого кварца, лазурита и гелиотропа с изображением Аполлона (в центре) в окружении богов и богинь греко-римского пантеона, Hunt & Roskell, Англия около 1870 г.
Золотая брошь с камеей из сардоникса с изображением Феба-Аполлона и четверки коней, Michelini, XIX век.
Золотая брошь с камеей из перидота с изображением вакханки, украшенная эмалью, Англия, конец XIX века.
Золотая брошь с камеей из агата с изображением женского профиля, около 1870 г.
Золотая брошь с камеей из сардоникса с изображением танцующей менады, в окружении бриллиантов, вероятно, Екатеринбургская камнерезная фабрика, Россия, около 1800 г.
Работы русских камнерезов в жанре глиптики не столь известны, как монументальные произведения искусства гранильных фабрик Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Колывани. Тем не менее, при каждой фабрике имелась мастерская, занимавшаяся созданием гравированных миниатюр. Классические сюжеты копировались с гипсовых оттисков известных камей в европейских коллекциях, а также с гравюр, опубликованных в книгах, таких как «Древности Геркуланума (Antichità di Ercolano)».
Золотая брошь с камеей из агата с изображением купидона в белой эмалевой рамке с гильошированным узором, украшенная бриллиантами, Россия, около 1900 г.
Вроде бы и яркие красочные уникальные украшения, но они какие-то официальные, но достаточно любопытные. Это для меня из серии «дорого-богато». Но даже представить себе не могу, как такие изображения может создать человеческая рука… Это же конец 19 — начало 20 веков и еще не придумали лазера...
А некоторые камеи из этой подборки датируются вторым веком н.э., что еще более поразительно)
Вот это мастерство!
Вера, спасибо за показ такого великолепия!
Спасибо, Наталья! Мне всегда нравились камеи)
Камея и инталия, мне кажется, высокая степень ювелирного мастерства. Там камень надо высеч не просто, а с изображением и даже с узнаваемыми лицами! Соласна с Татьяной, как это было возможно в те времена! Восхищению нет предела! Спасибо, Верочка за новые познания и красоту, созданную великими мастерами !
Спасибо, Зоя! Мне особенно кажется примечательной камея с собакой — такое естественное и реалистичное изображение! А ведь она создана два тысячелетия назад!
Спасибо, Вера! Топик интересный, камеи дивные))) Тоже мысль посетила про инструментарий гравёров. Сначала из ранних школьных лет зубосверлильный аппарат с ремённой передачей всплыл (опять же без розетки никак))). Потом пришли на память различные пружинные технологии (заводятся ключом). Опять же античные времена… Наверное всё-таки какая-то передача от качающейся педали. Столько усилий ради совершенства красоты!
Спасибо, Мелена! Думаю, что даже и педали в первом-втором веках не было) Камеи слишком маленькие, чтобы можно было использовать какую-то примитивную механизацию. Только ручная работа — скребки, напильники, шлифовка...
Восхищение и уважение древним Мастерам ))
Каждое изделие — рукотворное чудо, можно любоваться (и восхищаться) бесконечно! Что-то невероятное!
Разделяю эти чувства)
Спасибо, очень интересно!
Спасибо, Анета!