Итальянский фарфор Ginori
Слово «джинори» (ginori) для итальянцев давно стало именем нарицательным – так часто называют изящный качественный фарфор вне зависимости от его производителя. История марки фарфора Ginori началась в 1735 году, когда маркиз Карл Андреа Джинори (1701—1757) основал керамическое производство в фамильном поместье Дочча в Тоскане. Иногда фарфор Ginori называют по наименованию этого поместья – фарфор Дочча. После изобретения европейского фарфора, иметь собственную мануфактуру стало своего рода модным поветрием и престижным делом в кругах европейской аристократии. Далеко не все такие производства прошли испытание временем, но бренд Ginori вот уже почти триста лет радует покупателей своими изделиями.
Редкая настольная табакерка в стиле шинуазни, высота 11,6 см, Ginori, около 1730 г.
Табакерка с «камеями» в позолоченной оправе, ширина 7,3 см, Ginori, около 1750 г.
Производство шкатулок и табакерок было важной частью продукции фабрики. В составе мануфактуры была специальная "Лаборатория Аргентиери", основанная в 1744-1745 годах для изготовления металлических оправ. Идея создания шкатулок с рельефными портретами в подражание классическим камеям возникла у падре Сколопио дона Альберто Папиани, который преподавал философию сыновьям маркиза Джинори. Замысел состоял в том, чтобы табакерки давали своим владельцам некоторое представление о классической истории, а также были красивыми предметами. На крышке этой шкатулки изображены римские императоры, а по бокам - цари династии Птолемеев. Самым плодовитым художником, создавшим эти шкатулки, был знаменитый Джузеппе Ромеи. Согласно архивам, в период с 1743 по 1749 год ему заплатили за роспись по меньшей мере 37 табакерок.
Редкий кофейник, одна из ранних моделей Ginori, высота 26,5 см, около 1747-1750 гг.
Этот кофейник с носиком в виде головы лебедя, украшен штампованным орнаментом (стампино), который создавали путем росписи по специальным трафаретам кобальтовой краской. Упоминание кофейника этой модели есть в переписке Карло Джинори и Гасперо Бруски, главного модельера фабрики.
Бюст Карло Джинори, около 1755 г.
Особая гордость компании – статуэтки, миниатюрные реплики классических монументальных скульптур XVI века Микеланджело Буонаротти, изначально задуманные флорентийскими скульпторами для отливки в бронзе. В каждой такой скульптуре более сотни деталей, изготовленных и соединенных вручную.
«Вакханка с пантерой» по модели Дж. Б. Фоджини, Ginori, 1750 г.
Фарфоровая ваза с накладным горельефным декором, высота 36 см, Ginori, 1862 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Эта ваза была в экспозиции Ginori на Лондонской выставке 1862 года, где марка получила приз за лучшие репродукции «античной майолики». Компания Ginori в этот период специализировалась на имитациях итальянской майолики, в частности, на лепных рельефных формах семьи Делла Роббиа.
К концу XIX века мануфактура разрослась до солидного промышленного производства со штатом 1000 человек. В этот период была чрезвычайно популярна посуда в стиле неоренессанса, и многие производители фарфора заинтересовались старинными техниками глазурования, пытаясь достичь эффекта знаменитого красного и золотого глянца итальянской майолики. Далеко не всем удалось добиться такого же успеха, как на этом блюде редкого насыщенного переливающегося канареечно-желтого цвета.
Блюдо в духе итальянской ренессансной майолики, Ginori, около 1880 г.
Блюдо в стиле позднего ренессанса, Ginori, конец XIX века.
Настенный карман в виде женского бюста, по модели Урбано Луккези, скульптора и художественного руководителя мануфактуры с 1876 по 1906 годы, Ginori, конец XIX века.
Фляга пилигрима, майолика, Ginori, около 1870-1880 гг.
Пара монументальных майоликовых ваз на постаментах, высота 163 см, Ginori, конец XIX века.
Кувшин по модели XVIII века, высота 80 см, Ginori.
Пара кувшинов в стиле барокко, высота 67 см, Ginori, конец XIX века.
Большая чаша-трилистник с аллегорическим сюжетом "Время похищает красоту" и гротескными головами сатиров, диаметр 40,5 см, Ginori, XIX век.
Пара элегантных бело-золотых фарфоровых ваз, высота 50,5 см, Ginori, конец XIX века.
Эти вазы 1980-х годов по технике и типу декора входят в группу фарфора Джинори с золотой росписью, ставшую отражением стиля в интерьерах итальянцев конца XIX века, который мы теперь называем ориентализмом.
Большая кобальтовая ваза с золотой росписью, высота 108 см, Ginori, 1870-1880 гг.
Плакетка работы Лоренцо Бекерони «Мадонна делла Седия» по картине Рафаэля, 18,5 х 18,7 см, Ginori, 1856 г.
Мануфактура Ginori славилась не только своими скульптурными формами, но и мастерством художников по фарфору. Их рисунки и орнаменты – в числе главных сокровищ архива компании. Среди фирменных росписей Ginori выделяются своим необычным стилем работы знаменитого архитектора и дизайнера Джио Понти, который руководил мануфактурой в период 1923—1930 гг. Это серия дизайнов с амазонками «Venatoria», включающая сцены охоты или отдыха.
Декоративное блюдо «L'Amazzone con il Corno» по дизайну Джио Понти, диаметр 54 см, Ginori.
Монументальная ваза по дизайну Джио Понти, высота 54 см, Ginori, около 1924 г.
Ваза «Con Minaci» по дизайну Джио Понти, высота 54 см, Ginori, около 1924 г.
Красная ваза с серебром «Trinfale» по дизайну Джио Понти, высота 23 см, Ginori, около 1929 г.
Ваза по дизайну Джованни Гарибольди, высота 74 см, Ginori, 1938 г.
Ваза по дизайну Джованни Гарибольди, высота 63 см, Ginori, 1950 г.
В начале XXI века компания столкнулась с финансовыми трудностями, обанкротилась и была приобретена в мае 2013 года фирмой Gucci. Нынешнее руководство компании, по словам управляющего директора бренда Джованни Джункеди, так видит миссию компании: «Наша первостепенная задача – вывести старинную итальянскую мануфактуру на высокий уровень, сделать ее глобальной компанией. При этом, на мой взгляд, важно не потерять главное: бережно хранить историю и секреты мастерства и адаптировать все достижения к современным реалиям. В поместье основателя, маркиза Карла Джинори, теперь находятся библиотека и архив компании – в нем хранятся формы и эскизы за всю историю бренда. А первым коллекционером был сам маркиз – он стал собирать изделия мануфактуры с 1744 года. Вообразите: бесконечные ряды полок от пола до потолка, покрытых вековой пылью... И наши мастера частенько эту пыль стряхивают, заглядывая в архив, чтобы подпитаться идеями, придумать новые трактовки».
Большая двуручная ваза, высота 53 см, Ginori.
Большая двуручная ваза, расписанная сюжетом «Вакх и Ариадна на острове Наксос» по мотивам Антуана Куапеля, высота 53 см, Ginori.
Двуручная ваза, расписанная в стиле старинной итальянской майолики Дерута, высота 53 см, Ginori, ХХ век.
Мастера Ginori сегодня используют те же техники, что и в XVIII веке: гипсовые формы пропитывают оливковым маслом или марсельским мылом, затем заливают в них фарфоровую смесь (каолин, кварц и полевой шпат в выверенных пропорциях). В течение суток заготовки обжигают в печах, раскаленных до 1000 градусов, чтобы получить шероховатый фарфор, который итальянцы называют biscotto (бисквит). А блеск и глянец появляются уже после второго обжига, более продолжительного и еще более горячего.
Как и 300 лет назад, мастера Ginori многие операции выполняют вручную.
Какая интересная трехсотлетняя история фирмы Джинори! Фарфор великолепный! Даже представить трудно как разместили и пользуются архивом и библиотекой компании. Верочка, спасибо за доставленное удовольствие увидеть и узнать об истории фарфора в Италии. Я очень люблю фарфор !
Сама удивляюсь, как это у меня до сих пор руки не дошли до итальянского фарфора) Тема прекрасная. Одна только история Каподимонте чего стоит)
Спасибо большое, Вера! Темы с историей всегда очень наполняющие не только вдохновением, но и такой монументальностью традиции. Кстати сам Карло Джинори весьма основательный мужчина, наделённый мужественной красотой вне времени. Мне очень понравились работы 20 века, выполненные по архивным дизайнам. И кофейник из ранних моделей очень стильный и современный ))).
Да есть классика на все времена, которая не устаревает) и мы до сих пор предпочитаем кофейники такой формы (не случайно я его сюда включила) В одном из источников прочла, что прообразом этого кофейника послужил серебряный кофейник, который сейчас находится в одном из музеев. Может быть так или не так... Не стала дальше копать. Это версия одного из искусствоведов. Но я думаю, что кофейники подобной формы к тому времени уже стали классикой.
Спасибо, Вера! Очень интересно!
Спасибо, Наталья! История производства фарфора таит много интересного как в целом (можно написать многотомное сочинение, и наверняка это уже кто-то сделал), так и «по кусочкам» (это я про подборки)
Замечательно!
Но как всегда: РАЗМЕРЫ! Вот как они делали вазы высотой 50 и более см? на гончарном круги или это какое-то литье? Ну ладно 50 см, но 108 см — это вообще за пределами моей фантазии. Я иногда вижу китайский потреб большого размера и понимаю, что это литье и склейка, но там в Джинори даты просто исторические
Да, всегда стараюсь указывать размеры, чтобы можно было представить сложность работы — и очень большой и очень маленькой)