Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Старинный сетчатый фарфор

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2022-06-11 07:39:04
Рейтинг: 27873
Комментариев: 6287
Топиков: 781
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Фарфоровые изделия, которые экспортировались иp Китая в Европу, высоко ценились аристократией, были предметами роскоши и признаком высокого статуса. Среди китайского фарфора есть особая группа эксклюзивных, удивительных изделий, которые особенно поражали и восхищали европейцев – это изделия из сетчатого фарфора.

​Старинный сетчатый фарфор

Этот чайник с двойными стенками периода Канси (1654–1722 гг.) украшен узором «Три друга зимы» с изображением бамбука, сосны и цветущей чернослива — растений, считающихся символами решимости благодаря своей способности противостоять суровым зимам, коллекция Читры.

Чтобы создать такой шедевр гуйфу шэнгун (сверхъестественного мастерства), внешние и внутренние стенки формировались отдельно. Внутренняя часть изделия окрашивалась перед тем, как ее соединяли с внешней сетчатой оболочкой. Эту внешнюю сетку прорезали, пока глина была в сухом, но податливом состоянии, а затем соединяли обе части вместе по краю основания. После сборки сосуд обжигали, окрашивали эмалями, и обжигали повторно при более низкой температуре.

При такой сложной технологии риск повреждения изделия в процессе изготовления был очень высок, соответственно, была высока и стоимость изделий из сетчатого фарфора.

​Старинный сетчатый фарфор

Этот чайник периода Канси (1654–1722 гг.) украшен сетчатой внешней стенкой в виде сот, внутренняя стенка расписана иероглифами и благоприятными символами, коллекция Читры.

​Старинный сетчатый фарфор

Селадоновая ваза периода Цяньлун (1736-1795 гг.) украшена сетчатыми внешними панелями с цветочными завитками, внутренняя стенка окрашена в глубокие тона кобальтово-синего цвета с цветочным орнаментом.

Эта ваза особенно интересна благодаря блестящей селадоновой глазури и изящно перфорированным панелям, которые создают иллюзию вида через китайское решетчатое окно, сквозь которое можно увидеть внутреннюю часть, великолепно расписанную в стиле Мин.

Император Цяньлун, как и его дед, император Канси, был любителем технических новинок, механических безделушек и игрушек. Он был страстным коллекционером редких предметов и поощрял создание необычных вещей, таких, как эта ваза. Вазы из сетчатого фарфора периода Цяньлун, создавались в Цзиндэчжэне под руководством талантливого мастера Тан Ина (1682-1756). Глубокие познания Тан Ина в изготовлении фарфора вместе с его гениальным чувством дизайна помогли поднять уровень этого вида искусства до вершин совершенства. Сетчатые изделия – это техническое чудо, которое требовало высочайшего мастерства в процессе формовки, окраски, глазурования, обжига и, в некоторых случаях, эмалирования.

​Старинный сетчатый фарфор

Сетчатая ваза «Рыба» периода Цяньлун (1736-1795 гг.). Узор сетчатой внешней колбы образован переплетениями стилизованных драконов куи. В центральной части - рельефные медальоны с изображением рыб. Внутренняя стенка окрашена тонами синего цвета, с цветочным орнаментом, напоминающим синие и белые фарфоры эпохи династии Мин.

Ажурный рисунок этой вазы составлен из стилизованных архаичных драконов, заимствованных с древних ритуальных бронз. Мотив дракона еще в древности превратился в абстрактные угловатые переплетенные завитки. Непосвященному зрителю трудно различить в этих переплетениях сильно стилизованные конечности и головы драконов. Рельефно вырезанные рыбы покрыты эмалью, передающей переливающуюся и мерцающую чешую. Рыбы, плывущие куда им заблагорассудится, символизируют даосскую идею идеализированной свободы.

Таких ваз, изготовленных для императорского двора, сохранилось мало. Еще на этапе изготовления уничтожались все изделия, имевшие даже небольшой изъян. Эта ваза и ее пара (находится в частной коллекции) уникальны по дизайну, что типично для янцай (yangcai) - специального заказа императора. Сетчатые вазы янцай с двойными стенками (jiaceng linglong) - одно из великих нововведений, разработанных Тан Ином, были задуманы в начале 1740-х годов. Каждый предмет включал десятки различных техник и производственных процессов.

Согласно сохранившимся записям, в 1743 году Тан Ин представил императору Цяньлуну девять изделий цзяцзэн линлун (многослойный ажур). Тан Ин сообщил, что не осмелился создавать большее количество, так как их изготовление очень дорого. Но если дизайн будет одобрен, он сделает для них пары. Император ответил, что он должен сделать пары, но в небольшом количестве, только для особых случаев.

​Старинный сетчатый фарфор

Сетчатая эмалированная фарфоровая бутылочка для табака "Карп" с двойным корпусом, высота 4,1 см, династия Цин, 18-19 век.

​Старинный сетчатый фарфор

Сетчатая эмалированная фарфоровая бутылочка для табака с двойным корпусом, украшенная горельефом с изображением дракона, преследующего пылающую жемчужину на ажурном фоне облаков и языков пламени, покрывающих внутренние стенки, высота 5,7 см, Цзиндэчжэнь, 1820-1870 гг.

​Старинный сетчатый фарфор

Сетчатая эмалированная фарфоровая ваза с двойным корпусом, высота 50 см, около 1900 г.

​Старинный сетчатый фарфор

Сетчатая эмалированная фарфоровая бутылочка для табака «Луохань» с двойным корпусом, украшенная высоким рельефом с изображениями восемнадцати луоханей, символизирующих разные стили боевых искусств, с их атрибутами, высота 7,3 см, Цзиндэчжэнь, 1820-1880 гг.

Европейские мастера XVIII века, вдохновляясь образцами экспортного китайского фарфора, пытались открыть секреты изготовления этих восточных диковинок, искали собственные пути для создания подобных сосудов из европейского фарфора.

​Старинный сетчатый фарфор

Сервиз для чая и кофе «Déjeuner chinois réticulé», разработанный в 1832 году Гиацинтом Ренье для Севра, коллекция Читры.

Изделия из сетчатого фарфора попали в Европу более 300 лет назад. Они стали образцом, которому стремились подражать и который старались воспроизвести мастера различных фарфоровых мануфактур европейских стран. Эта сложная декоративная техника требовала огромного мастерства, особенно, изделия с двойными стенками. После многолетних экспериментов самыми известными образцами сетчатого фарфора стали изделия Севрской мануфактуры во Франции, разработанные под руководством Александра Броньяра в начале 1800-х годов. Броньяр очень гордился успехом мануфактуры в производстве сосудов с двойными стенками и изложил технологию из производства в своем «Traité des Arts Céramiques» 1854 года.

​Старинный сетчатый фарфор

Один из эскизов сетчатого чайника Ренье, 1832 г. Бумага, гуашь © Sèvres – Manufacture et Musée Nationaux.

Аукцион «Ажурный китайский фарфор», проведенный в Париже в 1826 году парижским торговцем Ф. Салле, сыграл важную роль в работе таких дизайнеров керамики, как Гиацинт Ренье, который создал рисунки и рабочие модели сетчатых керамических изделий, вдохновленных китайскими образцами с этой распродажи. Ренье нашел удачное сочетание экзотических восточных влияний с европейскими вкусами, а также справился со значительными техническими проблемами, которые представляли эти произведения.

​Старинный сетчатый фарфор

Севрский сетчатый сервиз «Chinois Réticulé», расписанный цветами и птицами, около 1837 г.

​Старинный сетчатый фарфор

Кофейник из сервиза «Chinois Réticulé»

​Старинный сетчатый фарфор

Сервиз для чая и кофе «Déjeuner chinois réticulé», примерно 1846–1848 гг. 

В архивах Севра имеется описание сервиза Ренье «Chinois Réticulé». Первые такие изделия были изготовлены в 1832 году и в том же году экспонировались в Лувре с большим успехом. Севр выполнил множество королевских заказов по проектам Ренье, в том числе по крайней мере семь сервизов, приобретенных между 1835 и 1843 годами королевой Марией-Амели, женой короля Франции Луи-Филиппа, которые она преподнесла в качестве дипломатических подарков.

​Старинный сетчатый фарфор

Сервиз для чая и кофе «Déjeuner chinois réticulé», Севрская мануфактура, 1855–1861 гг., заказ королевы Марии-Амели, жены Луи-Филиппа, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Фабрика в Севре была не первой, кто пытался создать изделия с двойными стенками. Фабрика в Мейсене производила подобные изделия с первых дней своего существования, а большой кофейник Doccia с двойными стенками находится в Museo Internazionale delle Ceramiche (Фаенца, Италия). Но Ренье был первым, кто успешно адаптировал китайские узоры к эклектичному вкусу современников и справился с техническими проблемами, связанными с обжигом в несколько этапов очень тонкой перфорированной внешней стенки.

​Старинный сетчатый фарфор

Ажурный кофейник XVIII века с двойными стенками производства мануфактуры Ginori, Италия, Museo Internazionale delle Ceramiche.

​Старинный сетчатый фарфор

Ажурная чашка с двойными стенками производства мануфактуры ROYAL WORCESTER, 1858 г.

​Старинный сетчатый фарфор

Ажурная чашка с двойными стенками и блюдце производства мануфактуры ROYAL WORCESTER конца XIX века.

​Старинный сетчатый фарфор

Ажурная чашка с двойными стенками производства мануфактуры ROYAL WORCESTER, 1924 г. 

​Старинный сетчатый фарфор

Ажурный флакон для духов с двойными стенками производства ROYAL WORCESTER, высота 21,7 см, Англия, 1889 г.

​Старинный сетчатый фарфор

Ажурная ваза сложной формы в исламском вкусе производства ROYAL WORCESTER, высота 37,5 см, Англия, около 1880 г.

​Старинный сетчатый фарфор

Ажурная выставочная ваза в индийском стиле производства ROYAL WORCESTER, созданная для выставки а Париже, Англия, около 1887 г.

​Старинный сетчатый фарфор

Ажурная ваза с крышкой производства GRAINGER'S WORCESTER, высота 26 см, Англия, около 1880 г.

Не только европейские, но и японские фарфоровые мануфактуры выпускали изделия из сетчатого фарфора. В эпоху Мэйдзи (конец XIX – начало ХХ века) многие такие изделия создавались для экспорта в европейские страны и Америку.

​Старинный сетчатый фарфор

Пара сетчатых фарфоровых баночек Имари, высота 34,9 см, 1670-1690 гг.

​Старинный сетчатый фарфор

Сетчатая фарфоровая курильница Хирадо периода Мэйдзи в виде дракона, высота 14 см.

Источник: материалы сайтов коллекции Читры, аукционных домов Sotheby’s и Christie’s

Мне нравится30
19
Добавить в закладки
1689
19 комментариев
P_Olga (Ольга)
2022-06-11 11:08:37
+5

Да, восхищению нет предела! Китайский фарфор это конечно отдельная тема, как и их искусство неотъемлемой частью которых является мифология ( драконы, карпы и т.д.). Но всё таки ( это для меня лично) Ренье превзошёл и английские мастера то же не отстали в совершенстве изготовления ваз из сетчатого фарфора. Какая женщина откажется иметь духи в таком роскошном флаконе от английский мастеров. Чайные сервизы, вазы просто восторг!!!!!!

Primavera (Вера)
2022-06-11 12:36:41
+4

Удивительные творения рук человеческих! Создавать такие шедевры могут только настоящие мастера своего дела.  И, конечно, непременное стремление к совершенству))

Ната (Редько Наталья)
2022-06-11 15:15:10
+4

Вера, огромное спасибо за показ красоты!Несколько раз просмотрела, восхищаясь и удивляясь!

Primavera (Вера)
2022-06-12 21:00:53
+1

Да, это редкие, музейные вещи — вершина мастерства)) Спасибо, Наталья!

tasha (Наталия)
2022-06-11 19:47:23
+4

Еще один лик красоты и мастерства! Приятно, что европейцы тоже освоили такую технику))))

Primavera (Вера)
2022-06-12 21:01:47
+2

Освоили,  да еще как! Продолжение следует))

Melena
Melena
3146
2022-06-12 10:01:48
+3

А-а-а, Вера! Реально глаза разбежались ))) Просто забираю, буду поэтапно смаковать. Спасибо большое, внушительный топик, тема объёмная, красота сногсшибательная))

Primavera (Вера)
2022-06-12 21:02:43
+2

Не зря старалась)) Приятно!

Зоя
Зоя
5311
2022-06-12 15:43:18
+3

Сетчатый фарфор очень красив, смотрится как кружево из фарфора. Но при эксплуатации, также как при изготовлении есть риск повредить. У меня есть большой чайный сервиз, ваза для фруктов, набор тарелочек для торта из сетчатого фарфора немецкого производства. Пользуемся только по праздникам. Красиво, но не очень практично, в посудомойке не помоешь. Верочка, спасибо. Фарфор — это праздник для души и радость для глаз !

Primavera (Вера)
2022-06-12 21:06:35
+2

Могу только позавидовать)) Семейного фарфора не завела — действительно не практично)) Все чашечки из костяного фарфора, какие покупала, постепенно перебили. Их не то, что в посудомойку — в сушилку не поставить)

Melena
Melena
3146
2022-06-13 02:14:12
+2

Такая же судьба и у моих чашечек из костяного фарфора ))

meile (Люба) (Любовь)
2022-06-12 18:36:53
+4

Глаза разбежались и собрать их уже нет возможности. Трудно представить  какое должно быть художественное мышление у мастера, чтобы создать такую красоту. Вера, спасибо огромное.

Primavera (Вера)
2022-06-12 21:10:52
+3

Спасибо, Люба! Меня поражает, что такая сложная технология была придумана в столь далекие времена

tgkh5501 (Татьяна)
2022-06-12 19:55:26
+3

И снова красота! Удивительная человеческая фантазия и гениально-талантливые мастера… Уникальные вещи!

В наше время к этой серии можно отнести кружки «напейся-не облейся»

Primavera (Вера)
2022-06-13 08:23:57
+2

Я про такие раньше даже и не слышала)) Но вот — почитала. И ведь это тоже уже антиквариат — еще в СССР выпускали. Спасибо!!

tgkh5501 (Татьяна)
2022-06-13 08:46:11
+2

Была у нас такая кружка… пока найдешь, какие дырочки зажать, вся мокрая сидишь… Вот такая вот шутка... 

Nadegda (НАДЕЖДА)
2022-06-13 14:03:41
+3

Да, плести кружева из фарфора — это «за гранью» самого совершенного мастерства… И слов не хватает чтобы описать это совершенство мастерства… Каждым изделием хочется долго любоваться… СПАСИБО, Вера!

Primavera (Вера)
2022-06-13 16:21:08
+1

Кстати, есть еще и техника кружевного фарфора. Но это другая история)) Спасибо!

Nadegda (НАДЕЖДА)
2022-06-13 16:39:44
+1

Вера, внучка три года занималась глинолепием (это конечно не совсем то..., но что-то общее в этих техниках есть...), я была на нескольких мастер-классах..., очень трудоемкая это работа...