«Бронзовая» керамика Гольдшайдера
Один из предков семьи Гольдшайдер из Австрии был выдающимся алхимиком в Праге в XVI веке. А его потомки занялись керамическим производством в 1870-х годах. И между этими фактами, возможно, есть связь, ведь появлением первого европейского фарфора мы обязаны именно алхимику – Иоганну Фридриху Бёттгеру.
Основатель фарфоровой мануфактуры Фридрих Гольдшайдер переехал в Вену в 1878 году, где открыл фарфоровый магазин, а затем и фабрику. К 1885 году она стала известна как Goldscheider Porcelain Manufacturer and Majolica Factory. Девизом Фридриха было: «Остановка — это начало конца», и он быстро завоевал репутацию своими художественными терракотовыми скульптурами на торговых ярмарках и выставках Европы. На Парижской всемирной выставке в 1889 году Фридрих получил золотую медаль, а затем награды первой степени в Эдинбурге в 1890 году, в Триесте в 1891 году и в Дрездене, когда он запустил свой запатентованный процесс получения патинированной бронзированной терракоты. Этот процесс придавал глине вид бронзы, которая считалась более «благородным материалом».
Бюст «Брунгильда» (из цикла «Кольцо Нибелунга» Вагнера) по модели Луи Робера Каррье-Беллеза, терракота, высота 72 см, Goldscheider.
Терракотовая фигура девушки с кувшином, высота 112 см, Goldscheider.
Терракотовый бюст «L'Orientale», высота 72 см, Goldscheider, 1894 г.
В 1891 году Фридрих также открыл бронзовую фабрику в Париже, чтобы привлечь лучших скульпторов в мире искусства. Имена его немецких художников были переделаны на французский манео для модного французского рынка, например, Фишер стал Пешером, а Шоерк стал Шерком. На Всемирной выставке в Чикаго 1893 года Гольдшайдер выставил как бронзовые, так и бронзированные терракотовые скульптуры, имевшие большой успех. Филиалы, студии и розничные магазины были открыты в Лейпциге, Берлине, Париже и Флоренции, и Гольдшайдер экспортировал свою продукцию во «все страны и континенты». Превратив свой бизнес во всемирно известный бренд, Фридрих умер в 1897 году в возрасте 52 лет.
Бронзовая фигура танцующего фавна по модели Эдмунда Клоца, высота 116 см, Goldscheider, 1894 г.
Фигурка девушки со шляпкой по модели Ван дер Стратена, бронза, слоновая кость, высота 38 см, Goldscheider.
Семейное дело продолжили сыновья Фридриха: Марсель и Вальтер. На новаторской парижской выставке 1900 года фабрика Goldscheider представила статуи, бюсты и вазы с сюжетами от европейских героев до экзотических восточных персонажей и классических девушек в струящихся драпировках. Образ Женщины стал доминирующей темой в декоративном искусстве рубежа веков.
Терракотовая бронзированная лампа в стиле модерн «CHÈRE» в виде девушки в струящемся платье, держащей большую ракушку с тремя светильниками, высота 112 см, Goldscheider, около 1900 г.
Терракотовый торшер по модели Шерка в виде девушки в стиле ар-нуво, высота 124 см, Goldscheider.
Терракотовый бюст девушки в стиле ар-нуво с замысловатым головным убором в форме птицы, украшенным зелеными стеклянными бусинами и бирюзовыми скарабеями, по модели Монтенаве, терракота, высота 46 см, Goldscheider.
Терракотовая фигура девушки с кувшином, высота 122 см, Goldscheider.
Фигурный торшер из керамики по модели Ф. Гросса в виде девушки в стиле ар-нуво, ее тиара и лиф украшены стразами, высота 114 см, Goldscheider, около 1900 г.
Большая фигурная ваза в стиле модерн с девушкой за мольбертом, высота 70 см, Goldscheider, около 1900 г.
Терракотовая фигура амазонки с копьем, высота 82,5 см, Goldscheider, около 1901 г.
Терракотовая фигура девушки с кувшином, высота 74 см, Goldscheider.
Терракотовый бюст воительницы по модели Луи Робера Каррье-Беллеза, терракота, высота 74 см, Goldscheider, около 1900 г.
Терракотовая бронзированная фигура арабского воина, высота 101,5 см, Goldscheider, около 1900 г.
Терракотовый бюст арабского персонажа, высота 66 см, Goldscheider, около 1900 г.
Терракотовый бюст нубийской девушки, высота 66 см, Goldscheider, около 1900 г.
«Страж гарема» по модели П. Прюнье (художница мануфактуры Гольдшайдера), терракота, высота 81 см, Goldscheider.
«Заклинатель змей», терракота, высота 72 см, Goldscheider.
Терракотовая фигура нубийской девушки, высота 96 см, Goldscheider.
Бюст «Арабская принцесса» по модели Симона, терракота, высота 64 см, Goldscheider.
Терракотовая фигурка гейши, высота 67 см, Goldscheider, около 1900 г.
Терракотовая бронзированная фигурка мальчика с коробком спичек по модели Шерка, высота 60 см, Goldscheider.
Терракотовая фигурка мальчика, сидящего на стуле по модели Шерка, высота 117 см, Goldscheider, около 1900 г.
Какие анатомически точные и безупречно выполненные фигуры! Меня всегда поражают как идеально выполнены складки на одежде. Очень жаль, что мало прожил Фридрих Голдшайдер, не успел развернуться. Очень понравилось «бронзовая » керамика. Спасибо, Верочка за интересные темы.
Спасибо, Зоя! Жизнь Фридриха Гольдшайдера была не очень долгой, но очень плодотворной. Он работал с самыми знаменитыми скульпторами своего времени. От того так достоверны и убедительны персонажи этой подборки.
uau! maravilhoso, obrigado.
Muito obrigado!
Спасибо, Вера! Обворожительные девушки и другие персонажи — мне понравилось переданное мастером настроение ))
Спасибо, Мелена! Если говорить о самом любимом из подборки: меня особенно впечатлили восточные типажи. Почти все скульпторы того времени интересовались этой темой. Скульпторы более молодого поколения чаще всего брали в качестве моделей танцовщиц экзотических танцев. Эти фигурки более динамичные. Но и при всей статичности бюстов Гольдшайдера, персонажи кажутся поразительно живыми.
Глаз не оторвать от такой красоты.Хочется смотреть снова и снова, рассматривать каждую деталь. Они словно живые… Спасибо огромное за интересный рассказ! Рада снова побывать на Вашей экскурсии в мир прекрасного, давно уже не была.
Спасибо, Людмила! Дачный сезон заканчивается. Теперь можно больше времени уделять Прекрасному)
Я наверное меркантильная дама… я все рассматриваю и читаю размеры фигурок… Вернее, фигур. Они ж совсем не малые формы! Это же так травматично… глина, все таки… Но торшер, где девушка держит сразу две лампы… это вообще выпадает из моего воображения. Удивительная точность и ощущение что ты с фигурой в одном размере. Почти глаза-в глаза. Это самые настоящие скульптуры, но, по-моему, очень хрупкие.
Удивительную тему Вы нашли. Просто БРАВО! и СПАСИБО!!!!
Спасибо, Татьяна! Вы заметили то же самое, что и мне бросилось в глаза — размер скульптур. Но это терракота, которую получают из красной железистой глины. Гораздо прочнее фаянса или фарфора.
Мальчик, сидящий на стуле вообще выполнен в полный рост. По нему была приписка: мальчик, сидящий на стуле из вишневого дерева. Но по тексту не понятно, то ли стул изготовлен из дерева, то ли он тоже из керамики, имитирующей дерево. Сиденье стула явно из керамики. П вот ножки — вопрос...