Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Геометка-2019: Вознесенский храм Иконы Табынской Божьей Матери
Пять лет назад в передаче "Жди меня" был сюжет о поиске не человека, а о поиске пропавшей после революции иконы. Тогда еще "прилепили" к экрану телевизора знакомые названия: Башкирия, Гафурийский район, село Красноусольск и другие. Икона до сих пор не найдена, ее послереволюционные следы теряются то ли в Харбине, то ли в Австралии, то ли в США. История иконы запомнилась таинственным появлением, чудодейственной силой, своим необычным внешним видом. А в этом году представилась возможность побывать в Вознесенском храме Иконы Табынской Божьей Матери. И вот вам маленькое повествование с раздумьями, интернет был мне в помощь, там, понятно, много разных версий, не претендую на истину
|
Фото и информация из интернета
Икона может датироваться X—XII веком по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма. Размеры 74 х 106 см, возможно, несколько более. Иконографический тип близок к Казанскому образу с некоторыми отличиями: дополнительные детали апостольника, голова наклонена к Спасителю и почти касается Его волос.
Икона отличалась столь темным ликом Божией Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты.
Фото и информация из интернета
Икона может датироваться X—XII веком по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма. Размеры 74 х 106 см, возможно, несколько более. Иконографический тип близок к Казанскому образу с некоторыми отличиями: дополнительные детали апостольника, голова наклонена к Спасителю и почти касается Его волос.
Икона отличалась столь темным ликом Божией Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты.
|
Башкирское племя "Табын", давшее некогда название селу, появилось на Урале во времена Чингиз-хана. Родоначальник табынцев Майки-бий был назначен Чингиз-ханом как наместник Башкирии.
В 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий ездил к "Белому царю" (Ивану Грозному) и к России добровольно, среди прочих, присоединяется род Табын.
Пропускаю описание множества нападений калмыков, ногайцев и прочих и перехожу к истории основания крепости Табынской.
1698 год можно считать годом основания крепости Табынской, в последствии ставшей селом Табынским.
Далее пропускаю еще длительный отрезок времени и вот уже в 1752 году купцы Твердышев м Мясников пускают в действие Богоявленский медеплавильный завод.
Далее продолжительное время окрестности Табынска продолжали находится в зоне активных действий повстанческих (Пугачевское восстание) отрядов.
В 1793 году в Табынске случился пожар и деревянная церковь сгорела. При чем св. икона была вовремя вынесена из храма.
В 1828 году вторая деревянная Вознесенская церковь вновь сгорела. И именно в то время когда св. икона была унесена на святые ключи.
Наконец, в 1848 году построен храм, что на фото
Башкирское племя "Табын", давшее некогда название селу, появилось на Урале во времена Чингиз-хана. Родоначальник табынцев Майки-бий был назначен Чингиз-ханом как наместник Башкирии.
В 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий ездил к "Белому царю" (Ивану Грозному) и к России добровольно, среди прочих, присоединяется род Табын.
Пропускаю описание множества нападений калмыков, ногайцев и прочих и перехожу к истории основания крепости Табынской.
1698 год можно считать годом основания крепости Табынской, в последствии ставшей селом Табынским.
Далее пропускаю еще длительный отрезок времени и вот уже в 1752 году купцы Твердышев м Мясников пускают в действие Богоявленский медеплавильный завод.
Далее продолжительное время окрестности Табынска продолжали находится в зоне активных действий повстанческих (Пугачевское восстание) отрядов.
В 1793 году в Табынске случился пожар и деревянная церковь сгорела. При чем св. икона была вовремя вынесена из храма.
В 1828 году вторая деревянная Вознесенская церковь вновь сгорела. И именно в то время когда св. икона была унесена на святые ключи.
Наконец, в 1848 году построен храм, что на фото
|
Историю же явлений самой иконы Табынской Божьей Матери в храме рассказывает его прихожанка (она же экскурсовед) Ольга Алексеевна.
"Первое явление
Табынской иконы Божией Матери случилось в 1570-х годах: Иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий шёл вечером с сенокоса и увидел на большом камне икону Божией Матери.
Второе явление
произошло в 1593-97 годах. Но в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз.
Третье явление
произошло в 1692 году в районе Соловарного городка
Четвёртое явление
вероятно, произошло в 1740-41 году: башкиры-пастухи у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. С крестным ходом взяли икону и поставили в храме ближайшего села, причём перенесение иконы сопровождалось исцелениями. Ночью икона исчезла и утром объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости. Её возили освидетельствовать в Уфу, и с этого времени стали проводить крестный ход. Этот день случился в 9-ю пятницу после Пасхи и до сих пор празднуется как день явления Табынской иконы.
Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России".
Историю же явлений самой иконы Табынской Божьей Матери в храме рассказывает его прихожанка (она же экскурсовед) Ольга Алексеевна.
"Первое явление
Табынской иконы Божией Матери случилось в 1570-х годах: Иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий шёл вечером с сенокоса и увидел на большом камне икону Божией Матери.
Второе явление
произошло в 1593-97 годах. Но в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз.
Третье явление
произошло в 1692 году в районе Соловарного городка
Четвёртое явление
вероятно, произошло в 1740-41 году: башкиры-пастухи у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. С крестным ходом взяли икону и поставили в храме ближайшего села, причём перенесение иконы сопровождалось исцелениями. Ночью икона исчезла и утром объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости. Её возили освидетельствовать в Уфу, и с этого времени стали проводить крестный ход. Этот день случился в 9-ю пятницу после Пасхи и до сих пор празднуется как день явления Табынской иконы.
Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России".
"Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагический путь Отдельной Оренбургской армии белых".
Рассказывают, "для строительства церкви на другом берегу Белой было построено два кирпичных завода. Кирпич готовили очень долго. Месили, затем формовали и сушили. А потом уже около недели обжигали в печах. Известку также жгли у себя на горе Воскресенке, которую называли еще «Шиханом»".
Сегодня в храме аутентичны оставшиеся неразрушенными стены и эти колонны, колонны как атланты
Сегодня в храме аутентичны оставшиеся неразрушенными стены и эти колонны, колонны как атланты
|
Таким он был до момента разрушения
"Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории.
Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Можно заметить такую существенную подробность, что основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Возможно, это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и каменный 1848 года."
После революции история забвения.
В 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ».
«Верующих в селе было много, из-за революции все порушилось. Тогда еще жили на разных улицах казаки. Многих сажали и сослали. Так и говорили: «если богомол - посадить». Но народ твердо стоял в православной вере, говорили друг другу: что мы заслужили, то и получаем, а от Бога отрекаться не будем».
Потом в помещении храма был склад.В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому перестройки храма не производилось. После войны во время переделки под консервный завод рухнул центральный купол
Таким он был до момента разрушения
"Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории.
Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Можно заметить такую существенную подробность, что основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Возможно, это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и каменный 1848 года."
После революции история забвения.
В 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ».
«Верующих в селе было много, из-за революции все порушилось. Тогда еще жили на разных улицах казаки. Многих сажали и сослали. Так и говорили: «если богомол - посадить». Но народ твердо стоял в православной вере, говорили друг другу: что мы заслужили, то и получаем, а от Бога отрекаться не будем».
Потом в помещении храма был склад.В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому перестройки храма не производилось. После войны во время переделки под консервный завод рухнул центральный купол
В 1990-х годах Табынский приход открывается вновь. Панорамные фото разрушенного храма намеренно не стану выкладывать, хочется смотреть в будущее. Таким мечтают прихожане увидеть полностью восстановленный храм
Одним из прихожан современному храму подарена эта ладья (св. Николай - покровитель путешественников).
Интересная подробность современной жизни храма: директор одной из Московских кондитерских фабрик(Ольга Алексеевна побоялась ошибиться в названии) перед каждым Рождеством вот уже который год присылает целую Газель конфет для сельских детей, ими наполняют эту ладью, а потом угощают детей прихожан.
Подумалось, как это по-человечески!
Интересная подробность современной жизни храма: директор одной из Московских кондитерских фабрик(Ольга Алексеевна побоялась ошибиться в названии) перед каждым Рождеством вот уже который год присылает целую Газель конфет для сельских детей, ими наполняют эту ладью, а потом угощают детей прихожан.
Подумалось, как это по-человечески!
"В 1897 году состояние Вознесенской церкви было таково - каменная, построена в 1848 году с приделами Казанской Божией Матери и Святаго Николая Чудотворца. Приписано 4 приходских деревни (Павловка, Архангелка, Ахметка (чуваши) и т.д.), в селе 2 земских училища: мужское и женское; храмовой земли 92 десятины (около 100 га.).13. В 1914 г. причт села состоял из 4-х священников и 4-х псаломщиков. Дополнительно было открыто Табынское городской 4-х классное училище на средства Ивана Кузнецова. Земская больница. Ветеринарная лечебница. Почтово-телеграфное отделение. Фотоателье Ступина И.С. А также производства салотопенное, свечное, сыромятное, маслобойное, красильное, кожевенное. Благодаря паломничеству, а также наличию пристани в Табынске проходила волостная ярмарка дважды в год 26 февраля и в 9-е воскресение по Пасхе. А также и еженедельный базар. Табынск становился экономическим центром всего края".
Большое спасибо за рассказ
Все было очень интересно!
Дай бог, табынцам осуществить свою мечту- построить большой храм.