Хлебников - иконы
Церковные заказы составляли существенную долю в доходах ювелирных фирм. Сазиков, Овчинников, Братья Грачевы, Хлебников выполняли крупные заказы по украшению столичных храмов, выпускали золотые и серебряные, богато украшенные оклады для икон и церковную утварь.
Фирма Хлебникова вместе с ведущими русскими ювелирами участвовала в украшении храма Христа Спасителя. Было создано более полусотни лампад, дарохранительниц, кувшинов для святой воды на сумму 19 тысяч рублей. В 1896 для Благовещенского собора Московского Кремля на фабрике Хлебникова был изготовлен иконостас из золоченой бронзы, декорированый разноцветной эмалью. В 1898 году были изготовлены пристенные иконостасы северной и южной стен Успенского собора Московского Кремля.
Деисусный чин из позолоченного серебра, высота 7 см, Хлебников, Москва, около 1885 г.
Императорская икона-триптих с золочением и перегородчатой эмалью, высота 34 см, Хлебников, Москва, 1886 г.
На центральной панели – изображение святого Николая Чудотворца в окружении святого Александра Невского и Святой Марии Магдалины, на реверсе выгравирована презентационная надпись «Его Императорскому Высочеству Цесаревичу / Николаю Александровичу / от Московского дворянского общества / май 1886 года»,
Вероятно, икона была подарена цесаревичу в честь его восемнадцатилетия, учитывая, что форма соответствует форме традиционной «иконы рождения» со святым покровителем получателя, изображенным на центральной панели, и иконами родителей на крыльях.
Цесаревич Николай Александрович, около 1886 г.
Икона-триптих с Вознесением Христа в окружении Святого князя Александра Невского и святой блаженной Ксении, украшенный перегородчатой и живописной эмалью, высота 32 см, Хлебников, Москва, 1877 г.
Икона-триптих с образами святого Александра Невского и святителя Николая Чудотворца по бокам, украшенный перегородчатой эмалью, высота 18 см, Хлебников, Москва, 1877 г.
Эта икона с выгравированным гербом дома Баттенбергов, скорее всего, принадлежал Александру Баттенбергскому (1857-1893), первому князю Болгарии и ознаменован его восхождением на престол.
Князь Александр, или «Сандро» или «Дрино», как его называли в семье, был племянником императора Александра II, в то время как его мать была фрейлиной царицы Марии Александровны. В раннем возрасте Александр часто бывал в Санкт-Петербурге и часто сопровождал своего русского дядю, который очень любил племянника, во время русско-турецкой войны (1877-1878). Здесь князь отличился в боях и был награжден Георгиевским орденом 4-й степени.
После войны, когда Болгария стала автономным княжеством под сюзеренитетом Османской империи, император рекомендовал болгарам своего племянника в качестве кандидата на новый престол. С 26 июня 1879 года по Юлианскому календарю, князь Александр был единогласно избран Великим Национальным собранием в качестве князя Болгарии. Правление принца было недолгим, поскольку он оказался зажатым между русскими, внутренними ссорами между болгарскими политиками и растущим австро-венгерским влиянием. В ночь на 20 августа 1886 года заговорщики организовали переворот, и князь Александр был вынужден отречься от престола.
Серебряная икона Казанской Богоматери (27 x 22,5 см), Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная овальная икона Богородицы с эмалевой каймой (высота 10,2 см), Хлебников, Москва, 1890 г.
Серебряная позолоченная икона Иверской Божией Матери (31,6х27,2 см), Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная икона Иисуса Христа, украшенная перегородчатой эмалью (высота 23,8 см), Хлебников, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная икона святителя Алексия, митрополита Московского (35х30 см), Хлебников, Москва, 1913 г.
Серебряная позолоченная икона Мандилион (Спас Нерукотворный), украшенная перегородчатой эмалью, 16х13,3 см, Хлебников, Москва, около 1903 г.
Серебряная позолоченная икона Владимирской Божией Матери, украшенная перегородчатой эмалью, высота 31,4 см, Хлебников, Москва, около 1896 г.
Серебряная икона с архангелом Михаилом, украшенная перегородчатой эмалью, высота 5,4 см, Хлебников, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряный триптих «Святой Георгий убивает дракона», украшенный позолотой и перегородчатой эмалью, высота 24,5 см, Хлебников, Москва, 1895 г
Серебряная икона Христа Вседержителя, украшенная выемчатой эмалью, высота 33 см, Хлебников, Москва, около 1883 г.
Икона Святой Веры в серебряном окладе, высота 16 см, Хлебников, Москва, около 1895 г.
Икона Божией Матери с чеканным окладом из позолоченного серебра, украшенного перегородчатой эмалью, высота 17,5 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Икона Владимирской Богоматери в серебряном окладе (26 x 22 см), Хлебников, Москва, около 1910 г.
Серебряная икона Иверской Богоматери (26 x 22 см), иконография — Дмитрий Александров, оклад Хлебникова, Москва, около 1880 г.
Красивые работы! Удивительно сделанные, оформление не затмевает образы, а подчеркивает. Икона Иверской Богоматери скромно оформленная, но при этом чувствуется богатство чеканной рамки, чистое свободное пространство вокруг образа. Чистое, нежное оформление Казанской Богоматери. И Императорская икона-триптих яркое оформление, сказочно красивое
Императорские иконы, конечно, привлекают внимание в первую очередь своей нарядностью. Н я вот только сейчас обратила внимание на то, как оформлен нимб Богородицы. На трех иконах он украшен орнаментом из цветов и выглядит очень нарядно, как девичий кокошник.
Очень красиво оформлены иконы! Я с большим трепетом посмотрела. Спасибо, Верочка! Удачи и всех благ !
Зоя, спасибо! Старинные иконы, очень интересная тема. Хотя я чувствую, что тут у меня большие пробелы в знаниях)
Вера, спасибо большое Вам. Просмотрела с большим интересом..
Спасибо!
Красота!!! Я практически не разбираюсь в иконах, но оклады прекрасны, и они нигде не затмевают сами изображения, несмотря на всю свою нарядность и насыщенность!!! Очень интересно, спасибо!!
В православной иконописи очень много условной символики. Но иконы 19 века уже близки к западным образцам, в которых достаточно иметь представление о сюжете. Поэтому они нам понятнее, чем древние образцы)