Орест Курлюков - живописная эмаль
Орест Федорович Курлюков, создавший один из самых известных ювелирных брендов в Москве в конце XIX века, был зятем И. П. Хлебникова и некоторое время входил в состав правления его торгового дома. Будучи потомственным второй гильдии купцом, зная тонкости делопроизводства, Орест Федорович умело заведовал делами своего тестя. Постигнув множество тонкостей, знакомый с лучшими ювелирными мастерами, особенностями спроса, при поддержке Ивана Петровича Хлебникова, Курлюков открыл свое золотых и серебряных изделий фабричное производство в 1883 году.
Ко времени открытия Орестом Федоровичем фабрики русский стиль в ювелирном производстве претерпел все этапы поиска и вступил в эпоху расцвета стиля модерн. Это очень заметно по форме и декору серебряных ювелирных изделий с эмалью. В подборке вы увидите, как изменились формы традиционных сосудов — ковшей, чайной и кофейной посуды. Ручки ковшей усложнились до вычурности. Изменился и усложнился рисунок, в орнаменты включают живописные фрагменты, вплетают птиц и мифические создания. Часто используется сочетание серебряной фактурной или полированной поверхности с эмалевыми вставками и картушами И все это вместе создает неповторимый стиль ювелирного дома Ореста Курлюкова.
Серебряный позолоченный ковш, украшенный перегородчатой и живописной эмалью, высота 19,7 см, О. Курлюков, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш, украшенный хризопразами и живописной эмалью, О. Курлюков, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряное позолоченное блюдо с ручкой, украшенное драгоценными камнями, перегородчатой и живописной эмалью на сюжет сказки «Садко», О. Курлюков, Москва, 1899-1904 гг.
Серебряный ковш с позолотой, украшенный хризопразами, гранатами и живописной эмалью, длина 19 см, О. Курлюков, Москва, 1899-1908 гг. Музей Фаберже, Санкт-Петербург.
Серебряная чаша, украшенная живописной эмалью, ширина 28,5 см, О. Курлюков, Москва, 1908-1916 гг.
Серебряный ковш, украшенный хризопразами и живописной эмалью, длина 22,2 см, О. Курлюков, Москва, 1608-1917 гг.
Серебряный позолоченный ковш с изображением орла, украшенный перегородчатой и живописной эмалью, высота 5,2 см, О. Курлюков, Москва, около 1900 г.
Серебряный ковш, украшенный живописной эмалью и драгоценными камнями, длина 20,3 см, О. Курлюков, Москва, около 1900 г.
Серебряный позолоченный поднос, украшенный драгоценными камнями, перегородчатой и живописной эмалью, длина 27 см, О. Курлюков, Москва, около 1900 г.
Серебряное блюдо, украшенное живописной эмалью по мотивам картины Константина Маковского «Боярский свадебный пир», длина 27 см, О. Курлюков, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный позолоченный футляр для карт, украшенный перегородчатой и живописной эмалью, длина 10 см, О. Курлюков, Москва, около 1900 г.
Три серебряные ложки с позолотой, украшенные перегородчатой и живописной эмалью, О. Курлюков, Москва, около 1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный ковш с изображением Царь-колокола, украшенный аметистами, хризопразами, перегородчатой и живописной эмалью, длина 10,7 см, О. Курлюков, Москва,1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный ковш, украшенный живописной эмалью, длина 14 см, О. Курлюков, Москва,1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный ковш с ручкой в виде павлина, украшенный перегородчатой и живописной эмалью, длина 10,7 см, О. Курлюков, Москва,1908-1917 гг.
Серебряное позолоченное блюдо с изображением Садко перед Ильмень-озером, украшенное живописной эмалью, длина 40 см, О. Курлюков, Москва,1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный ковш с изображением боярышни, украшенный а перегородчатой и живописной эмалью, длина 19,8 см, О. Курлюков, Москва,1899-1908 гг.
Серебряная солонка в виде трона, украшенная гранатами, перегородчатой и живописной эмалью, высота 13 см, О. Курлюков, Москва,1899-1908 гг.
Серебряная солонка в виде трона, украшенная гранатами и хризопразами, перегородчатой и живописной эмалью, высота 12,7 см, О. Курлюков, Москва,1899-1908 гг.
Серебряный чайно-кофейный сервиз, украшенный живописной эмалью, О. Курлюков, Москва,1908-1917 гг.
Свой стиль, КРАСОТА… Безусловно, что сразу после Октябрьской революции великая эпоха русского ювелирного дела закончилась. 1917… Сколько же разрухи, бед, сломанных судеб… СПАСИБО, Вера!
Надежда, спасибо! Серебряное дело пострадало уже с началом войны. А в 1917 все было национализировано и золото, и серебро. Это безусловно, было концом целой эпохи
Спасибо, Вера, за интересный рассказ! Рассматривала и наслаждалась красотой!
Светлана, спасибо! Мне тоже очень нравятся эти эмали в духе модерна)
Такая красота!!! Очень интересный стиль получился, так здорово!!! Когда все посты про эмаль закончатся, я их все открою, отсортирую по датам производства изделий и пересмотрю заново, от середины 19-го века к началу 20-го) Очень интересно наблюдать развитие творческой мысли) Спасибо огромное!!
Леночка, это очень интересная мысль. От русского стиля мода постепенно перетекала в модерн. Есть еще один мастер, который завершил эпоху модерна — Егор Черятов. по нему еще будет пост
Очень интересный вид искусства, и очень интересно наблюдать его развитие и изменение в соответствии с эпохой. Очень жаль что революция оборвала все это, но ничего не поделаешь… Спасибо, буду ждать пост про Егора Черятова, все это очень интересная тема!!
В ближайших планах — венские эмали, для разнообразия. А потом вернемся к модерну)
Ура)) «Больше эмалей, хороших и разных!» ( с ) :)
А ведь я еще к французским эмалям даже не приступала) А ведь французы были законодателями моды в эмальном деле))
Чем дальше в лес — тем больше удивительного)) Спасибо большое, все это очень-очень интересно!!
Интересные, очень красивые изделия.Чувствуется отличие от работ других мастеров.Красиво! Спасибо, Верочка)))
Леночка, спасибо! Это уже настоящий модерн. Как ни странно, именно в Москве, а не в Питере ювелиры первыми стали работать в этом стиле.
Какая прелесть ! Такого еще не было, чтобы изделия с картинами! Спасибо, Верочка! Очень очень понравилось! Эти произведения можно рассматривать часами !
Зоя, спасибо! Маковского часто копировали в эмали. Но и других художников тоже
Спаси.о за путешеств е в мир прекраснрго
Спасибо! Модерн всегда радует изяществом)
Как всегда потрясающие вещи! Чудесная роспись, просто картинная галерея
Это веяние времени. Чаще всего цитировались работы Маковского, но и других художников тоже не забывали).