Хлебников – портсигары
За последние сто лет изменилось многое. Люди начала ХХ века не знали ни телевидения, ни сотовых телефонов, ни даже радиовещания. А еще это были времена, когда курение считалось всего лишь привычкой, а его вред для здоровья не был доказан.
Мода на курение нашла отражение в широком распространении портсигаров и других принадлежностей для курения. Изготовлением их на разные вкусы занимались крупные ювелирные фирмы, артели, мастерские серебряных изделий и фабрики, которых в Москве только с известными именами владельцев и мастеров на сегодняшний день известно более пятисот. Портсигары декорировались в самых разных стилях и техниках— штампованными изображениями и орнаментами, накладными украшениями в виде значков, брелков, бутылок, пистолетов и т. д., всевозможными эмалями, чеканкой, литьем, черневыми гравюрами, цветным золотом и позолотой, драгоценными камнями. Интересным способом декора была поверхность, носившая название «самородок», когда изделие из золота или серебра нагревали почти до температуры плавления, а затем подвергали резкому охлаждению. Такой декор использовался почти исключительно при изготовлении портсигаров.
Портсигар «Самородок» из серебра, украшенный аметистовой кнопкой, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный портсигар, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1880 г.
Серебряный портсигар, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, около 1880 г.
Серебряный портсигар, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1882 г.
Серебряный портсигар, украшенный чеканным рисунком с изображением русской тройки, Хлебников, Москва, около 1908-1917 гг.
Серебряный портсигар, украшенный перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, около 1894 г.
Серебряный портсигар, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, около 1910 г.
Серебряный портсигар, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, около 1910 г.
Серебряный портсигар, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1890 г.
Серебряный портсигар, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1883 г.
Серебряный портсигар, украшенный позолотой, выемчатой эмалью и гравировкой, Хлебников, Москва, 1883 г.
Серебряный портсигар с изображением льва на скалистом берегу, украшенный эмалью, внутренней позолотой и кнопкой-кабошоном, Хлебников, Москва, 1896-1908 гг.
Серебряный портсигар, украшенный чернью, Хлебников, Москва, 1872 г.
Серебряный портсигар с изображением Московского Кремля, украшенный чернью, Хлебников, Москва, 1883 г.
Здорово! И чеканка и «самородок» обалденно хороши, но с эмалью — так это просто мастерство и красочность.
Очень красиво!!! Особенно «самородок», такая интересная техника, каждая поверхность получается с уникальным рисунком!!! Спасибо!!


Как говорится: «новое — это...»
Выемчатая эмаль похожа на бархат!!!!
У меня похожая ассоциация. Сразу вспоминаю ковры советских времен))
Красота безусловная ВСЕ! Я бы выбрала портсигар САМОРОДОК и с выемчатой эмалью! Спасибо Верочка! Удачной недели !
Зоя, спасибо! И вам удачной недели и хорошей погоды))
Жаль, что лето заканчивается...
Странное ощущение, но с папиросами ассоциируются не все портсигары — из узорчатых хочется разноцветное монпансье достать, из последних — очки ))). И ВСЕ — ВСЕ замечательные. Спасибо, Вера!
Точно! Некотроые портсигары по форме совсем как современный футляр для очков))
Если бы у меня был такой портсигар, я бы обязательно научилась курить.
Боюсь, учиться курить поздновато, но можно хранить например, какие-то мелочи. Да можно просто хранить и любоваться когда захочется, как скупой рыцарь своим богатством))
Ну уж нет, портсигар должен быть портсигаром, иначе никакого удовольствия!
Обожаю эмаль.Она передает настроение Мастера, все краски жизни.Сколько труда вложено в эти изделия! Очень красиво.И еще понравился первый портсигар-«Самородок».Очень интересная техника.И выглядит загадочно.Благодарю, Верочка, за интересный, как всегда топик)))
Леночка, спасибо!