Луис К. Тиффани – выдувное стекло
Луис Комфорт Тиффани (Louis C. Tiffany, 1848-1933), сын Чарльза Тиффани, основателя знаменитой американской ювелирной фирмы Tiffany & Co., получил художественное образование, много путешествовал, изучая культуру и искусство Старого Света и Востока.
По широте интересов и множеству талантов Л. К. Тиффани можно назвать человеком эпохи Возрождения, который использовал свои художественные способности во многих областях, включая живопись, мебель, текстиль, керамику, дизайн книг, ювелирное искусство. В конце 1870-х годов он был очарован декоративными возможностями стекла, черпая вдохновение в готических витражах и в то же время экспериментируя с созданием новых сортов стекла и методов создания витражей.
Свою первую стекольную фирму Тиффани основал в 1892 году в Квинсе, штат Нью-Йорк и назвал ее Tiffany Glass and Decorating Company. Именно здесь в 1893 году совместно с химиком Паркером К. Макилхини и главным мастером компании Артуром Дж. Нэшем (1849-1934) Тиффани разработал уникальный сорт стекла Favrile.
Расплавленное стекло обрабатывалось оксидами металлов, которые, вступая в реакцию со стеклом, создавали роскошный радужный эффект на поверхности. Сначала мастерская выпускала стекло для мозаик и витражей, а вскоре приступила к выпуску художественных изделий из выдувного стекла. Тиффани запатентовал процесс получения стекла Favrile в 1894 году, а на Парижской выставке 1900 года получил главный приз за свой бокал Favrile.
В этой подборке показаны вазы из выдувного стекла от компании Tiffany Studios из коллекции Джея и Мики Дорос (по материалам сайта аукционного дома Sotheby’s).
«Кипрская» ваза, фаврильное стекло, высота 13,3 см, Tiffany Studios, около 1896 г.
В 1877 году Метрополитен-музей приобрел за 60 000 долларов золотом почти 22 000 предметов, обнаруженных и вывезенных с Кипра консулом Соединенных Штатов Луиджи ди Чеснола. Американцы были очарованы этой коллекцией, большая часть которых состояла из иридизированного покрытого оспинами древнего стекла. Радужные «кипрские» вазы с ямчатой поверхностью были изготовлены мастерской Тиффани еще в 1895 году и выпускались до самого закрытия примерно 35 лет спустя.
«Кипрская» ваза, фаврильное стекло, высота 15 см, Tiffany Studios, около 1920 г.
«Кипрская» ваза, фаврильное стекло, высота 8,6 см, Tiffany Studios, около 1902 г.
«Кипрская» ваза, фаврильное стекло, высота 8,3 см, Tiffany Studios, около 1915 г.
Флакон «Павлин», фаврильное стекло Tiffany Studios, серебряная оправа J.E. Caldwell, высота 23,5 см, около 1898 г.
Павлин был одним из любимых декоративных мотивов Луи К. Тиффани, и он использовал его во многих своих работах – от витражей до украшений. Вазы Favrile, украшенные павлином, были впервые выставлены в выставочных залах компании на Четвертой авеню ранней весной 1897 года. В статье в Brooklyn Daily Eagle в то время говорилось:
«В настоящее время на выставке в Tiffany Studios, 333 Fourth Avenue, New York, выставлена самая замечательная коллекция выдувного стекла, последние работы мистера Луи К. Тиффани. Красота и великолепие павлина подсказали ему, что он мог бы добиться подобных цветовых эффектов в стекле Фавриль. После ряда экспериментов ему удалось изготовить множество ваз и тарелок, в которых цветовой мотив, а в некоторых случаях и форма павлина были выполнены не в чисто реалистической манере, а с достаточной точностью и реализмом, чтобы сразу вызвать в памяти блеск и цвет его оперения».
Оправа из стерлингового серебра с дизайном, напоминающим пламя, и заглушка в стиле ар-нуво были специально заказаны у «JE Caldwell & Co», крупного филадельфийского продавца ювелирных изделий.
Чаша, фаврильное стекло, латунная стружка, Tiffany Studios, диаметр 12,5 см, около 1894 г.
Флакон для духов, фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 10,8 см, около 1900 г.
Ваза «Окно», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 13 см, около 1920 г.
Вазы этого типа, известные как «окна», были, пожалуй, самым технически сложным типом выдувного стекла Favrile из-за высокого риска растрескивания в процессе отжига и охлаждения многослойного стекла. Известно всего шесть таких экземпляров, все они были сделаны примерно в 1920 году.
Ваза-Paperweight «Кизил», стекло, Tiffany Studios, высота 9,5 см, около 1900 г., была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Техника Paperweight (пресс-папье), в которой сделана эта ваза, называется так не потому, что их использовали как пресс-папье. В те годы в моде были стеклянные пресс-папье, выполненные в виде купола из прозрачного стекла с внутренним декором из цветных миллефьори. Технология этой вазы схожа с технологий изготовления таких пресс-папье. Ваза «Кизил» относится к начальным попыткам применить технику Paperweight для создания ваз. В последующие годы фирма стала выпускать гораздо более сложные и совершенные модели в этой технике, такие как ваза «Миллефьори» с массивным восьмигранным основанием, изготовленная 15 лет спустя.
Ваза-Paperweight «Миллефьори», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 14 см, около 1915 г., была выставлена на Панамско-Тихоокеанской международной выставке 1915 года.
Ваза «Диатрета», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 16 см, около 1909 г.
Диатреты - сосуды с двойными стенками, одна из которых представляет собой ажурную внешнюю оболочку, известны со времен Древнего Рима. Самая известная диатрета - чаша Ликурга из Британского музея. Луи К. Тиффани, очевидно, знал об этих редких и удивительных творениях. Однако у стекольных мастеров Tiffany не было ни знаний, ни времени, ни опыта, чтобы воспроизвести точную технику. Их интерпретация диатрет достигнута путем формирования ромбовидной решетки и последующего затем прикрепления ее к основанию и корпусу предмета.
Диатрета (некрополь Комини II - Плевля, Черногория) 4 век. На фото видно, что внешняя стенка крепится тонкими короткими стеклянными стойками к корпусу сосуда.
Ваза «Лава», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 16 см, около 1907 г.
Спустя сто пятнадцать лет вазы «Lava», по мнению многих, лучше всего олицетворяют творческое превосходство выдувного стекла Tiffany Favrile: асимметричные корпуса с неровными, слегка волнистыми венчиками и многоцветными внешними переливами; темно-кобальтовые накладки с текстурой, похожей на обветренную кожу, с вкраплениями неровных пятен, обнажающих прозрачный желтый фон, переливающиеся золотые нити и аппликации разного размера.
Ваза «Лава», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 14,3 см, около 1907 г.
Ваза «Агат», агатовое стекло, Tiffany Studios, высота 17,8 см, около 1909 г.
Тиффани был не первым, кто попытался имитировать структуру агата в стекле. Первую имитацию агата - литиалиновое стекло, создал богемский стеклодув Фридрих Эгерманн в 1829 году. Однако стекло Favrile «Agate» от Tiffany наиболее близко воспроизводит внешний вид срезов агата. Первые попытки производства стекла «Агат» были предприняты в листовом стекле для витражей Tiffany Glass and Decorating Company. Вскоре после этого стекло было адаптировано для выдувных сосудов, а вазы «Агат» производились до середины 1920-х годов.
Ваза «Византия» на подставке, фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 26,3 см, около 1909 г.
Ваза «Византия», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 27,3 см, около 1905 г.
Ваза «Египетский лук», стекло-камея, Tiffany Studios, высота 30,8 см, около 1900 г.
Ваза «Египетский лук», фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 34,9 см, около 1900 г.
Чаша «Роза», стекло-камея, Tiffany Studios, высота 15,6 см, около 1897 г.
Стекло-камея, было исключительно популярно в Европе конца XIX века. Коммерческий успех изделий Émile Gallé во Франции и Thomas Webb & Sons в Англии стал примером для подражания по всему миру. На начальном этапе деятельности стекольная компания Тиффани тоже выпускала подобные изделия. В отличие от европейских предшественников, использовавших технологию кислотного травления, узоры на вазах-камеях Тиффани были созданы в основном с помощью режущего или гравировального инструмента.
Одним из самых ценных сотрудников Tiffany Studios в этот ранний период был Фридолин Кречманн (1853–1898). Родившийся в Австрии, Кречман переехал в Англию, когда ему было 19 лет, прошел обучение в стекольной мастерской недалеко от Бирмингема и вскоре был признан одним из ведущих стеклорезов и граверов в мире. Кречман трагически погиб в возрасте 45 лет. Чаша-камея «Роза», вероятно, сделанная им незадолго до смерти, демонстрирует его высочайшее мастерство и художественную проницательность.
Флакон в серебряной оправе, стекло-камея, Tiffany Studios, высота 10,8 см, около 1900 г.
Ваза в виде цветка, стекло-камея, Tiffany Studios, высота 34 см, около 1903 г.
Ваза-Paperweight «Водяные лилии», стекло, Tiffany Studios, высота 17 см, около 1920 г.
Гравированный кувшин, фаврильное стекло, Tiffany Studios, высота 19,7 см, около 1900 г.
Ваза «Аквамарин», аквамариновое стекло, Tiffany Studios, высота 29,5 см, около 1915 г.
Стекло «Аквамарин» было одной из последних инноваций, созданных в стекольной мастерской Тиффани, которая сразу же завоевали успех у критиков. Изделия с толстыми тяжелыми корпусами из прозрачного стекла зеленого оттенка с очень натуралистичным мотивом были отмечены в журнальных статьях и в «Синей книге» Tiffany & Company с 1914 по 1917 год по цене до 300 долларов.
Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)
Павильон компании Tiffany Glass and Decorating Company на Парижской выставке в 1900 году.
Вера, спасибо Вам, что дали возможность полюбоваться, в очередной раз, красотой.
Спасибо, Татьяна! Рада поделиться))
Спасибо за новые знания!
Я вот думаю… монополия Тиффани на украшения… Как-то вот получилось у них совместить монополию и при этом никогда не пропадало имя мастера. Ну во всяком случае дизайнера. Потом конечно на поток ставили, но все знали кто придумал. У нас же, попади на такую фирму, все заслуги только руководителю. Почему у нас всегда все лавры тому, кто и пальца не приложил?
Если бы у нас так было, то и развитие быстрее бы пошло, и каждый получает своё — диретор известность как управленца, а художник как дизайнер...
Утопия конечно, но хотелось бы застать эти времена...
А это уже дело автора, и его наследников, отстаивать свои права.
Спасибо, Евгений!
Наверное, все не так уж просто и прямолинейно))
Славу Тиффани создавали многие мастера и знаменитые дизайнеры. Их имена не были широко известны до недавнего времени. Многие архивы в наше время оцифрованы, информация стала доступной для широкого круга специалистов и любителей. И только в последние 10 лет стали появляться имена тех, кто создавал всю эту красоту. Имя Л.К. Тиффани (не путать с именем его отца и создателя ювелирного гиганта Tiffany — Чарльза) было широко известно изначально. Это его имя носит современная технология витража. Л.К. безусловно, принимал участие в создании витражей и ламп, но как дизайнер. А еще для его фирмы работали и другие дизайнеры и художники. Клара Дрисколл создала многие дизайны ламп, Джон Ла Фарж проектировал витражи и создавал дизайны для многих известных работ Tiffany Studios.
В то время имена дизайнеров не афишировались, если это не были уже широко известные фамилии, способные привлечь покупателя. Например, знаменитая сеть «Либерти» выпустила несметное количество изделий по дизайнам Арчибальда Нокса. И об этом мы бы не узнали, если бы не сохранился архив Нокса.
Но ситуация меняется к лучшему. Информацию о мастерах и дизайнерах, создающих художественные вещи теперь часто можно найти на сайтах компаний-производителей.
Хорошая подборка.Спасибо, полюбовались.
Спасибо, Анна! Очень интересный человек, знаковая фигура эпохи модерна. Обожаю его дизайны.
Спасибо большое, Вера! Пиршество королевское — утащила, чуть попозже посмакую))) Пока примите восторги Вашей заботе о наших эстетических рецепторах, а Мастера уже в своих шедеврах можно сказать нирванят)))
Спасибо, Мелена! Это далеко не первая подборка стекла Л.К. Тиффани. И каждый раз, находя новую информацию о его работах, я поражаюсь и восхищаюсь. Согласна: это пиршество))
Спасибо, Надежда!
Постараюсь порадовать вас интересными находками в наступающем году. С Наступающим Новым годом!
Какая красота!!! Спасибо! Очень интересно!!!
Спасибо, Наталья! Рада, что подборка понравилась)
Меня очаровало фаврильное стекло! Оно напоминает какую-то массивную субстанцию или полудрагоценный камень, только не стекло! Завораживают немыслимой красоты разводы, несколько раз пересмотрела. Какое красивое лицо у Луиса К. Тиффани! Понравились все работы, особенно с павлиньим пером, чаша «Роза», и ваза очень красивого заленого цвета. Спасибо, Верочка за доставленное удовольствие увидеть эту красоту. С наступающими новогодними праздниками, здоровья, удачи и новых свершений !
Спасибо, Зоя! Стекло всегда радует красотой. Все эти работы прекрасны. Я иногда захожу в антикварный магазин, чтобы полюбоваться на старое стекло и бронзу. Конечно, таких шедевров там не найти, но красивые граненые бокалы и вазы поднимают настроение)) С наступающим Новым годом и Рождеством!
Удивительные цвета, разводы, вставки... И это все стекло, нереальное ощущение цветового богатства...
Верно-верно. Это результат многих опытов и усилий. Тут и дизайн, и форма и декор — все на высоте.