Фаберже и шапка дожа
На состоявшейся в конце ноября распродаже предметов русского искусства аукционного дома Christie’s стоимость этого маленького шедевра ювелирного искусства от фирмы Фаберже составила более 160 тысяч фунтов стерлингов.
Бонбоньерка, покрытая полупрозрачной гильошированной эмалью желтого цвета, изготовлена фирмой Фаберже в период 1899–1904 гг. Золотая коробочка выполнена в форме головного убора венецианских дожей, corno ducale. Бонбоньерка украшена двумя полосами из непрозрачной белой эмали с драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, бриллиантами и жемчугом. Навершие украшено жемчужиной в обрамлении бриллиантов. Золотая крышка на шарнирном креплении украшена чеканным узором. Высота 3,6 см.
Меня заинтересовала история происхождения этого головного убора. И вот что я узнала.
Головной убор венецианских дожей corno ducale - это такой же символ власти и церемониальный атрибут, как, например, царская корона или папская тиара.
Медаль 1612 года с изображением Марка Антонио Меммо, дожа Венеции (1546–1615, дож 1612–1615), медалист: Гийом Дюпре, из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Этот необычный головной убор, похожий на фригийский колпак, напоминает шапку моряка венецианского гребного флота. Обладая повышенной жесткости из-за плотного материала, она защищала от ударов, а смещенный назад конус колпака уменьшал вероятность задеть за балку в стесненном пространстве под палубой. Венецианская республика, просуществовавшая десять веков, в период расцвета своего могущества гордилась самым мощным на Адриатике флотом, не удивительно, что морская тема нашла отражение в одежде того времени.
Каждый вновь избранный дож на церемонии вступления в должность получал corno ducale, которую надевал ему самый молодой член Большого совета со словами: «Accipe coronam ducalem, Ducatus Venetiarum» («Дож Венеции, прими шапку дожа»). Дож обязан был носить головной убор постоянно, при этом на особенно торжественных церемониях (на Пасху, во время праздника Вознесения, на церемонии «обручения с морем») он надевал «парадный» вариант corno ducale - Зогию, а в повседневной жизни носил бархатную шапку, украшенную золотым шитьем или кружевом.
Corno ducale, 1675-1699, из собрания музея V&A, Лондон
Согласно многовековой традиции, венецианский дож ежегодно возглавлял пасхальную процессию от Дворца Дожей до женского монастыря Сан-Заккариа, где настоятельница вручала ему новую шапку, сшитую монахинями.
Джованни Беллини. Портрет дожа Леонардо Лоредано. Около 1523-1531 гг. Национальная галерея, Лондон, Англия
Под шапку дожа надевалась простая белая шапочка из тонкого льна, известная как камауро, которая завязывалась под подбородком наподобие женского чепчика. Согласно этикету, дож никогда не мог оставаться с непокрытой головой, даже если оставался без шапки.
Винченцо Катена. Портрет дожа Андреа Гритти. Около 1501-1502 гг. Национальная галерея, Лондон, Англия
Церемониальный головной убор дожа назывался Зогия (Zoia или Zogia), что на венетском языке означает буквально «драгоценность». Зогия надевалась по торжественным случаям. Вот как описывает головной убор дожа Монтескьё: «Это высокий колпак, украшенный крупными жемчужинами и столь же крупными драгоценными камнями. Колпак блестит, ибо изготовлен из златотканой материи, на производстве которой специализировалась Венеция; золото лежит на нём в два слоя: это настоящее сокровище (zogia, как говорят венецианцы). Среди драгоценностей, украшающих золотой головной убор дожа, выделяются семьдесят редчайших сверкающих гемм (рубин, изумруд, алмаз и двадцать четыре жемчужины в форме капель)».
Каналетто. Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Ок. 1730. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Церемония «обручения с морем», существовавшая в Венецианской республике, символизировала морское могущество Венеции. Церемония была учреждена в 1000 году в память о завоевании Далмации войсками под предводительством 26-го дожа Пьетро II Орсеоло и проводилась в день церковного праздника Вознесения, потому что именно в этот день дож отправился в военный поход. Галера дожа, которая носила название Бучинторо или Букентавр. в сопровождении множества лодок и судов выходила в Венецианскую лагуну. Дож бросал кольцо в воду в знак вечного торжества Венеции в водах Адриатики.
Историческая справка
Венеция была классическим примером аристократической республики. Высшим органом республики являлся Большой совет. С 1297 года а состав Большого совета мог войти только человек, чьи предки ранее входили в него. Их имена были занесены в особую книгу, которая носила название «Золотая книга». В Золотой книге было записано порядка 300 венецианских семей. Каждый мужчина из семьи нобилей (аристократов) по достижении 25-летнего возраста входил в состав совета.
Процедура выбора дожа состояла из одиннадцати этапов. Сначала собирались члены Большого Совета старше 30 лет, которые избирали 30 человек, принадлежавших к различным семьям. Затем эти 30 избирали 9 человек, которые избирали сорок человек. Эти сорок избирали 12 человек, а эти 12 — 25. Двадцать пять человек избирали девять, а девять человек — 45; 45 избирали 11, а эти 11 — избирали окончательный комитет по выборам из 41 человека, которые наконец избирали дожа.
Должность дожа была упразднена в 1797 году после захвата Венеции Наполеоном.
Такая маленькая, пусть и очень дорогая, вещица, которая почему-то напомнила мне шутовской колпак, а какая интересная история... Вера, спасибо за порцию нового!
Татьяна, спасибо! Все колпаки похожи на конусы))
Вера, спасибо за просвещение! История — очень интересная штука! А церемония выбора какова!!! Какая жизнь была неспешная!
Жизнь была неспешной еще 20 лет назад)) Информационный бум все ускорил в разы))
Большое спасибо, Вера!
Недавно опять появилась у меня эта рассылка, а то пропадала куда-то. Я очень рада.
Вещь, конечно, уникальная, только на медали хвостик шапки смотрит вверх, а не вниз, наверное, они так сделали для удобства пользования? И крышечка на дне, я подумала, что могло храниться в такой шкатулочке, что не боялось бы быть перевернутым, подумала, табак, наверное?
Да, действительно есть разница. Но на аукционе бонбоньерка названа шапкой дожа. К тому же украшена как корно дукале. Так что я не стала обращать на это внимание. В конце 18 века табак уже не нюхали. Курили сигареты, папиросы, трубки. А в таких коробочках держали пастилки и драже.
Тоже про конфетки подумала)))
Spasibo Vera!!
Спасибо, Вера! Очень интересно )) Форма у Фаберже удобнее «ложится» на русскую душу. Из иллюстраций к сказкам — добавить опушку с разрезом — и вот нам Иван-Царевич (ну и цвет верха запомнился как красный). А коробочка славная, карманная — удобно в ладонь взять, крышку большим пальцем отщелкнуть )))
Мелена, вы правы. Наверняка здесь венецианская форма преобразилась на русский манер.
Очень интересная подборка! Какая милая штучка. Верочка, Вы прокатили нас по машине времени на 500 лет назад. Как интересно вылядили люди, какая у них была жизнь, очень интересно! Мне понравилась церемония выбора, как через сито. Спасибо, Верочка за труд !
Зоя, спасибо! История Венеции меня увлекла. Даже трудно представить, что эта форма управления - РЕСПУБЛИКА, со времен средневековья просуществовала 1000 лет. Я как-то раньше не задумывалась, уму непостижимо