Японские ремесла: лаковые изделия Цугару
Лакированная посуда Цугару — это традиционное японское ремесло, зародившееся около 300 лет назад в районе Цугару префектуры Аомори. Tsugaru Nuri отличается уникальными цветами и узорами.
Благодаря тщательному многослойному нанесению лаковой краски, мастера Цугару могут создавать прочные и практичные изделия, украшенные красивыми рисунками. Процесс включает покрытие основы лаком, высыхание и полировку. Лак снова и снова наносится на древесину аомори хиба (кипарис) и каждый раз полируется точильным камнем. Лак, долго сохнет после нанесения, и на этот этап работ уходит около полутора-двух месяцев. И это только упрощенная версия — реальная процедура занимает 48 шагов! Чем больше слоев лака, тем массивнее и прочнее становится изделие.
Инро (коробочка для мелочей) Цугару-нури в стиле Огава Харицу, известного как Рицуо (1663-1747), украшенный золотой осой на коробочках лотоса из олова, период Эдо (1615-1868), конец XVIII века.
Зарождение ремесла лаковых изделий Цугару относится к середине периода Эдо в период правления правления Цугару Нобумаса (1646-1710). Цугару, имевшие земли в северной Японии, были богатыми и влиятельными даймё (лордами), известными как покровители искусств. Цугару продолжают оставаться одной из ведущих семей Японии; они породнились в восемнадцатом веке с императорским домом благодаря браку Цугару Ханако и принца Хитачи, младшего брата императора.
Считается, что Нобумаса Цугару пригласил известных лакировщиков в свои владения для работы в мастерских его замка. Среди них был Икэда Гэнбэй, мастер из области Вакаса, чей сын Гентаро унаследовал искусство лакирования волновым узором «сэйкаиха», которому обучился в клане Сэйкай. Предположительно, это было началом лаковой посуды Цугару. Сменив имя на Сэйкай Гэнбэй, мастер стремился привнести оригинальность в хорошо известное ремесло, что привело к созданию совершенно нового процесса лакирования. Первыми изделиями Цугару были ножны для самурайских мечей, но постепенно так стали создавать предметы повседневного обихода, такие как ящики для хранения писем, футляры для чернил, коробки для еды и многое другое. Лакированные изделия Цугару часто отправляли в дар королевскому двору от дома Цугару, что значительно увеличивало популярность этого ремесла.
Лакированная чайная посуда Цугару, современная работа
В эпоху Реставрации Мэйдзи феодальная система в Японии была упразднена, а вновь созданная префектура Аомори поддержала мастеров в создании ассоциации для сохранения их искусства. Посуда Цугару даже получила награду на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Лакированная посуда Цугару, современная работа
Экономические проблемы Великой депрессии 1929 года и производственные ограничения Второй мировой войны привели к упадку производства. После окончания войны были предприняты шаги, чтобы возродить лаковую посуду Цугару и снова сделать ее знаменитой. В 1975 году лаковая посуда Tsugaru, лаковая посуда Aizu и лаковая посуда Wajima были признаны традиционными японскими ремеслами. Это был импульс для возрождения мелкосерийных, малоэффективных, но традиционных производств. С тех пор и по сей день лаковая посуда Цугару стала определяющим традиционным ремеслом Аомори.
Лаковый поднос Цугару, около 1983 г., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Лакированная посуда Цугару известна своей прочностью, практичностью и элегантными узорами. Чтобы достичь этой красоты, ремесленники используют технику под названием «тогидаси каваринури», которая включает в себя многократное наслоение и полировку лаковой краски. Самые популярные узоры лаковой посуды Цугару включают «каранури», «нанаконури», «моншанури» и «нисикинури».
Каранури
Техника «каранури» - одна из самых популярных техник декора лаковой посуды Цугару, дает узоры, похожие на капли дождя.Эта техника уже существовала до 1715 года и была смоделирована по образцам товаров, импортируемых из Китая. Первоначально импорт из Китая назывался карамоно, что означает предметы роскоши, отсюда и название.
Палочки для еды в стиле каранури, мастер Ясухару Масукава, современная работа
Чаша в стиле нанаконури, мастер Ясухару Масукава, современная работа
Дизайн нанаконури достигается путем распределения семян рапса по сосуду, который после лакировки создает узор в виде маленьких кругов, напоминающий рыбью икру. Вот почему его название «нанако» иногда записывается японскими иероглифами «рыба» и «ребенок».
Черные тарелки с изображением кошек в разных позах, мастер Ясухару Масукава, современная работа
Моншанури использует черный порошок, сделанный из обожженной рисовой шелухи (известный как «ша» по-японски), посыпанный на черную лаковую краску, нанесенную на посуду. Моншанури, самая уникальная техника, ее часто считают образцом лаковой посуды Цугару.
Комбинируя эти и другие техники лакирования, мастера добиваются бесконечных вариаций декора.
Мастерская лаковых изделий Цугару, мастер Ясухару Масукава
На изготовление этой изысканной комбинации термометра, гигрометра и барометра уходит в общей сложности 4 месяца (один месяц на изготовление механических частей и три месяца на нанесение лака Цугару). Приборы изготовлены фирмой Empex, которая известна своими безупречно точными термометрами и барометрами.
Термометр Tsugaru Ishioka Kogei и Empex, современная работа
Рёшибако (коробочка для канцелярских принадлежностей) с изображением раков и морских раковин на типичном фоне, имитирующем древесную текстуру, с внутренней частью в стиле куранури, 32 x 27 x 13 см, работа приписывается Огаве Харицу (Рицуо), XVIII век.
Самурайское прошлое Рицуо (1663-1747), несомненно, способствовало независимости его как художника. Однако о его жизни известно сравнительно немного. Он родился в провинции Исэ, известной своими синтоистскими святилищами, в 1663 году. Примерно в 1720–1734 годах Рицуо работал на даймё Цугару, нынешнего города Хиросаки, хотя большую часть своей трудовой жизни провел в Эдо. Он был учеником Огаты Корина (1658–1716), чьи смелые замыслы оказали на него большое влияние. Лак не был единственным интересом Рицуо. Он изучал живопись у Ханабуса Итхо (1652-1724) и Мацуо Басё (1644-94), художника и знаменитого поэта хайку. Эксцентричность Рицуо, пожалуй, лучше всего выражается его художественным именем, Огава Харицу: харицу означает «сломанная шляпа» и относится к старой шляпе от солнца, которую он регулярно носил.
Рёшибако (коробочка для канцелярских принадлежностей) с изображением ракушки и воробьев, свивших гнездо из большого листа, на фоне, имитирующем древесную текстуру, 9 см x 25 см x 32,2 см, Огава Харицу (Рицуо), XVIII век.
Судзурибако (коробка для писем) из ротанга с панелью, инкрустированной изображением философа в размышлениях, полулежащего на скамейке и держащего веер над лицом, в окружении скал и деревьев, Мотидзуки Хандзан. Лак, вставки из золота и серебра, мыльного камня, глазурованной керамики и черепахового панциря, 24,7 см x 20,3 см x 4,2 см, XVIII век.
Внутренняя отделка судзурибако в стиле куранури.
Вера, ну просто «Вау»! Изумительная техника, отличный материал! Японцы не перестают удивлять и изумлять! А Вы не перестаете удивлять своими невероятными постами! Спасибо большое!
Спасибо, Инесса! Лаковые изделия из Японии меня уже давно интересовали. А тут и наконец и материал подобрался. Будем эту тему продолжать))
Я с большой радостью буду знакомиться с новыми необычными техниками!
Вера, спасибо за просвещение!Очень интересно! Работы удивительные!
Спасибо, Наталья! Настоящие мастера умеют удивлять))
И снова !!!!!
Спасибо за новую информацию!
По поводу японцев… много думал, пришёл к выводу, что они очень похожи на русских… логика, тип мышления и т.д.
Но не спеша, как шахматисты… основательно… медленнее русских, но качественнее. И при всем при этом без эмоций и тускловато. Они вообще эмоции редко проявляют. Но нравятся мне за глубину мышления. Одни аниме чего стоят.
Рекомендую фильм «Сны о России» он снят по роману японского писателя, великолепный актёрский состав. Как раз о сходстве и различиях.
Нужно будет посмотреть)
У японцев много удивительного и оригинального, так уж исторически сложилось, что они долго были изолированы от остального мира. И не сказать, что это им повредило)
Посмотрите фильм, он того стоит, там и эта тема затронута. Однозначного ничего нет, а уж в наше время совсем.
Восхитительно! Спасибо, Вера! «Самурайское прошлое Рицуо, несомненно, способствовало независимости его как художника»… в точку)) Ну и друг Басё — мой друг))) Как хорошо, что техника не утрачена — исторические работы живые до сих пор (глубина сохранилась) и современные достойны музейных коллекций, где и будут сохранены.
Удивительно, как в такой технологически продвинутой стране бережно относятся к традиционным ремеслам. Чем больше углубляюсь в эту тему, тем большее уважение испытываю к японцам и Японии)
Красота в простоте! Казалось бы капельки дождя, а как красиво, изыскано. ЯПОНИЯ — кто с ней будет спорить. А если углубляться — как это сделано, то с ума сойти — красить, полировать наность снова и снова лак, такие способности и такое терпение не многим даны. Все преставленные современные предметы сногшибательные. Спасибо, Верочка за описание, за знакомство такого интересного искусства. Очень все понравилось. Желаю теплой красивой уютной осени и самого главного ЗДОРОВЬЯ !!!
Спасибо, Зоя! Япония — самая удивительная страна, а японская эстетика и и созерцательный взгляд на окружающий мир — настоящий феномен. Есть чем восхищаться, есть чему у них поучиться)
Вот это ДА!!! Мастера совершенно потрясающие и совершенное мастерство!