Английское серебро. Пол Сторр.
Пол Сторр (1770-1844) – один из самых знаменитых английских мастеров серебряных дел, создавший множество великолепных работ в стиле рококо, неоклассическом и других стилях в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков – от простой посуды до изысканных скульптурных произведений, сделанных для королевской семьи и высшей аристократии. Его работы в настоящее время украшают королевские дворцы и лучшие музеи всего мира.
Этот монументальный канделябр на 9 свечей (1835–1836) высотой 102 см из позолоченного серебра сейчас находится в коллекции музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Канделябр был изготовлен для Роберта Герберта, двенадцатого графа Пембрука и девятого графа Монтгомери. Для создания великолепного серебряного сервиза Пембрука Сторру потребовалось несколько лет. Вся сложная композиция канделябра, выдержанная в традициях стиля рококо, включает путто, преследующих по восходящей спирали малышку Психею, которая держит в руках розу. Канделябр увенчан гербом семьи Гербертов - это виверна с распростертыми крыльями. Виверна, мифическое чудовище с когтистыми орлиными лапами, головой дракона и крыльями летучей мыши, не редкость в британской геральдике.
Блюдо для овощей из серебра с гербом герцога Норфолка, Пол Сторр, 1817-1818 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Сын Томаса Сторра из Вестминстера, серебряных дел мастера, а затем трактирщика, Пол Сторр с пятнадцати лет начал обучаться ремеслу в мастерской серебряных дел мастера шведского происхождения Эндрю Фогельберга на Черч-стрит в Сохо. Получив квалификацию мастера, он открыл собственную мастерскую в партнерстве с Уильямом Фрисби в 1792 году, а с 1793 года стал работать самостоятельно, используя личное клеймо «PS». Именно в этот период Сторр зарекомендовал себя как один из ведущих лондонских мастеров-серебряников.
Успехи Сторра были замечены Филипом Ранделлом из популярной фирмы розничной торговли серебром «Rundell, Bridge and Rundell». Фирма Ранделла была главным поставщиком серебра высшего качества в начале девятнадцатого века и получила Королевский ордер в 1806 году. Этот проницательный бизнесмен разглядел талант Пола Сторра и пригласил его на работу в 1803 году, но согласился на его предложение Сторр только в 1807 году. Прежде чем согласиться, Сторр дал понять, что он не собирался потерять собственное имя. Вопросы были удовлетворительно урегулированы созданием фирмы «Сторр & Ко», которая продолжила работу по заказам Ранделла.
Серебряная солонка в виде тритона с раковиной, выполненная по дизайну Уильяма Тида, «Storr & Co» для «Rundell, Bridge & Rundell», высота 12 см, 1813 г.
Пара винных холодильников в форме вазы-кампана, Пол Срорр, 1809 г. Серебро, позолота, высота 35,5 см.
Чаши украшены чеканной композицией с изображением Триумфа Вакха под свисающими лозами на матовом фоне.
Столик работы Пола Сторра, 1810-1811 гг., Бирмингемский художественный музей.
Серебряный позолоченный кувшин с подставкой, высота 41 см, Пол Сторр, 1816 г.
Серебряная подставка для яиц, высота 25,4 см, Пол Сторр, 1811 г.
После многих лет работы на Ранделла, жаждавший большей творческой свободы Сторр оставил фирму в 1819 году, чтобы открыть собственную мастерскую, и вскоре приобрел постоянную клиентуру из круга лондонской аристократии. Всего через несколько лет независимой работы Сторр понял, что ему нужен собственный магазин розничной торговли и в партнерстве с Джоном Мортимером основал фирму «Storr and Mortimer» на Нью-Бонд-стрит в 1822 году, позднее к партнерству присоединился Джон Сэмюэл Хант. Сторр стал самым известным ювелиром девятнадцатого века, его фирма создала большую часть серебра, купленного королями Георгом III и королем Георгом IV.
Серебряный позолоченный кувшин, украшенный морскими существами, двумя литыми русалками и двумя тритонами по бокам от носика в виде грифона, высота 52 см, Пол Сторр, 1831 г., из коллекции короля Египта и Судана Фарука I, дворец Тахра, продан по распоряжению правительства Республики Египет.
Позолоченное серебряное блюдо для розовой воды, диаметр 55 см, Storr & Mortimer, 1823 г. В центре блюда установлен немецкий медальон 17 века работы Филиппа Мюллера, Нюрнберг, около 1685 г.
На центральном медальоне изображена чеканная сцена «Лестница Иакова» по гравюре Маттеуса Мериана I (1593-1650) из его «Iconum Biblicarum», впервые опубликованной в Страсбурге.
Большой кубок с крышкой из позолоченного серебра с вакхической сценой и ручкой в виде менады, увенчанный фигурой Нептуна, высота 40,7 см, Пол Сторр, 1830 г.
Для создания эксклюзивных серебряных изделий по заказам знатных особ Сторр приглашал выдающихся художников. Они создавали для фирмы эскизы работ, экспонировавшихся на многих международных выставках.
Рисунок Эдварда Ходжеса Бейли (1788–1867). Эскиз серебряного винного холодильника, около 1820 г. Карандаш, перо, тушь и коричневая заливка на тканой бумаге.
Эдвард Ходжес Бейли стал учеником Джона Флаксмана в 1807 году, когда Флаксман проектировал серебро для Ранделла. В 1815 году он поступил на работу в фирму «Rundell Bridge and Rundell», а в 1826 году стал ее главным моделистом и дизайнером. В 1833 году он начал работать в фирме «Сторр и Мортимер».
Винный холодильник в форме чаши-кампана похожего дизайна, украшенный плотным орнаментом из листьев и гроздьев винограда, сознанный фирмой Срорра в 1820 году. Серебро, позолота, высота 33 см.
Серебряный кувшин-аскос, украшенный фигурками коз, высота 21 см, Пол Сторр, 1836 г.
Кувшин-аскос – это древнегреческий сосуд для масла, сжигаемого в светильниках. Его необычная форма унаследована от ранних экземпляров, сделанных из кожи.
Серебряный чайник на подставке для горелки, украшенный цветами и завитками, высота 39 см, Пол Сторр, 1827 г.
Горшок для горчицы и солонки из серебра в стиле рококо, Пол Сторр, 1825 г.
Горшок для горчицы (фрагмент).
Чайник из серебра в форме тыквы, Пол Сторр, 1832 г.
Супница из серебра, украшенная драконами, ширина 45 см, Пол Сторр, 1838 г.
Соусник из серебра с фигурной ручкой в виде лошади, длина 22 см, Пол Сторр, 1842 г.
В 1801 году Сторр женился на Элизабет Сюзанне Бейер из саксонской семьи производителей фортепиано и органов. У супругов было десять детей. Он вышел на пенсию в 1838 году, и провел остаток жизни в Хилл-Хаусе в Тутинге. Умер Сторр 18 марта 1844 года, и похоронен на кладбище Святого Николая в Тутинге. Фирма Сторра продолжала действовать под управлением его партнеров Джона Мортимера и Джона Сэмюэла Ханта и получила название «Mortimer & Hunt».
Винный кувшин из коллекции музея Виктории и Альберта, Mortimer & Hunt, 1838 г.
Пол Сторр (1770-1844)
Верочка, Вы сегодня удивили, поразили и восхитили! Каждый топик - это личное знакомство с автором и увлекательное путешествие в историю. Какая интересная и деятельная жизнь у Пола Сторра. Каждый предмет королевская роскошь, какие изысканные скульптурные произведения. Эти химеры, тритоны, морские чудовища, нежнейшая виноградная лоза с листочками — все это можно разглядывать долго и не надоест. Он не только плодотворно работал, но и родил девятерых детей. А то, что прожил 74 года не без помощи серебра, которое уничтожает всякую заразу. Спасибо, Верочка за такое чудо.
Спасибо, Зоя! А мне всегда интересно читать ваши отклики. Вы умеете увидеть что-то такое, что я и сама не заметила.
1809 год это самая ранняя из представленных здесь работ. Третье столетие вызывают восхищение, будоражат ум, дают массу положительных эмоций. И ещё много поколений глядя на такие шедевры будут испытывать теже эмоции.
Верно, эти работы на века. Здесь все превосходно — и дизайн, и мАстерское испонение.
И снова новое для меня имя, восхитительные шедевры и увлекательная судьба мастера! Не устаю говорить слова благодарности Вам, Вера, за Вашу подборку материала! Низкий Вам поклон и
Спасибо, Людмила! Для королей и герцогов создавалось — нам на удивление)
Впечатления полностью разделяю с уже высказавшимися девушками)). Вот что бы я хотела иметь из представленного — это рисунок (карандаш, перо, тушь и заливка). Когда-то в институте мы делали на начерталке перспективу с акварельной отмывкой — очень увлекательный процесс)). Спасибо, Вера!
Спасибо, Мелена! Очень люблю вставлять эскизы в подборки, когда их нахожу. А это бывает редко. Как правило, рисунок в одном месте, а изделие — в другом. Я вижу в этом часть процесса — от замысла до воплощения.
На этапе замысла (идеи) самая квинтэссенция вдохновения))
Вера, спасибо, очень интересно! А работы мастера великолепны!
Да, изысканная, даже изощренная работа — мастерство ювелиров, умноженное на талант художников. Спасибо, Наталья!
Божественная красота и изящество! Все предметы вызывают восторг. Всякий раз убеждаюсь, что человеческая фантазия и талан рукотворчества невероятны
Согласна. Вот такие работы мне нравится рассматривать на фото. В музее трудно сосредоточится на особенностях декора. Я помню выставку серебра в Эрмитаже. Глаз успевает ухватить только общую форму, некоторые детали, которые потом затираются следующим впечатлением. Хотя, некоторые вещи с фотографий хочется увидеть вживую)
Огромное спасибо Восторгаюсь каждой работой , Это настоящие шедевры .Безумно понравился канделябр а какие вазы, кувшины Жаль что мы мало знаем о таких прекрасных мастерах. Вам.дорогая.и еще раз огромное спасибо и здоровья
Спасибо, Ирина! Да, о жизни мастеров трудно найти информацию. Часто остается только имя и клеймо, а иногда и того нет)