Дизайнеры Tiffany - Полдинг Фарнэм
Джордж Полдинг Фарнэм (1859-1927) был одним из самых талантливых дизайнеров компании Tiffany & Co в конце XIX века. На работу в компанию его порекомендовал Чарльз Т. Кук, вице-президент компании и правая рука основателя и президента фирмы Чарльза Льюиса Тиффани. Жена Кука была родной сестрой Элеоноры М. Полдинг, матери будущего дизайнера. Именно Кук определил своего племянника в ученики к тогдашнему главному дизайнеру Эдварду Муру. В программе обучения, известной как «Школа Тиффани», особое внимание уделялось рисованию и лепке с натуры. Программа позволила Фарнэму отточить свои природные способности. В ноябре 1885 года Фарнэм закончил свое ученичество и был назначен главным помощником Мура.
Подающему надежды молодому дизайнеру была поручена важная работа по подготовке выставочной коллекции для Всемирной парижской экспозиции 1889 года, занявшая почти два года. Превосходные золотые эмалированные орхидеи Полдинга Фарнэма и полностью «американская» тема Парижской выставки 1889 года с мотивами искусства коренных американцев поразили публику неповторимой красотой и техническим совершенством.
Броши-орхидеи, созданные для выставки 1889 года в Париже, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co.
Брошь «Mignonette» (резеда), похожая брошь была создана Полдингом Фарнэмом для выставки 1889 года в Париже.
Резеда была очень популярным цветком в цветниках викторианских времен. «Парижский вестник» писал: «Это просто изумительно: тычинки толщиной с волос, но при этом имеют два цвета эмали, причем воспроизведена даже самая маленькая часть цветка».
Брошь «HUPA» из золота и серебра с жемчугом, эмалью и бриллиантами, диаметр 7,2 см, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, 1889 г.
Дизайн броши «Hupa» был вдохновлен замысловатым плетением корзин индейцев племени хупа из Калифорнии. Эта брошь с более чем 170 жемчужинами, бриллиантами и бирюзовой эмалью была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1889 году и оценена в 650 долларов США.
Не только его коллекция из 24-х брошей в виде орхидей с эмалью, но и другие работы Фарнэма получили восторженные отзывы. Европейская пресса писала: «не только мастера Tiffany, чьи руки создавали эти прекрасные предметы, но и дизайны основной части коллекции являются безупречными. Американский стиль – это доведение до совершенства изящных и причудливых форм грубых орудий труда коренных американских индейцев. Главный дизайнер Джордж П. Фарнэм создал коллекцию настолько американскую, насколько это возможно ".
Футляр для спичек в виде стилизованной головы ворона из инкрустированного золотом железа с калифорнийским жемчугом, мексиканской бирюзой и родонитом, длина 10,2 см, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, 1889 г.
Футляр создан для выставки 1889 в Париже. В официальном каталоге Соединенных Штатов товары Тиффани, описываются как «чисто американские, а их дизайн и украшения предполагают формы и украшения различных племен североамериканских индейцев». Футляр отражает дизайн племен северо-западного побережья, где голова ворона была излюбленным мотивом погремушек шаманов и других священных предметов. Ворона традиционно изображают держащим в клюве какой-то предмет. В дизайне Фарнэма это вставки из бирюзы и родонита.
Павильон «Тиффани» на выставке в Париже, 1889 год.
После смерти Мура в 1891 году Фарнэм был назначен главным дизайнером ювелирных изделий компании. Фирма готовилась к очередной демонстрации своих достижений на Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году, посвященной 400-летию высадки Колумба в Америке. Фарнэм курировал коллекцию серебра и ювелирных изделий для выставки. Ему прекрасно удавались работы в совершенно разных стилях. Коллекция ювелирных изделий для выставки в Чикаго выдержана в историческом духе: эпоха Возрождения и рококо. В коллекции серебра были вазы Фарнэма в стиле викингов и коренных американцев. В ювелирных изделиях использовали драгоценные камни американского происхождения: аквамарин и розовый топаз; которые делали украшения более доступными для публики. Коллекция также включала цветочные украшения и изделия, вдохновленные исламским искусством. Экспозиция Тиффани получила 56 медалей в Чикаго.
Флакон для духов из агата в золотой оправе с сапфирами, гранатами, и аметистами, из коллекции украшений для выставки в Чикаго, высота 9,2 см, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, 1893 г., из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Женские часы из золота с жемчугом и изумрудами, из коллекции украшений для выставки в Чикаго, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, 1893 г.
Центральное украшение стола из коллекции серебра для выставки в Чикаго, длина 54,6 см, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, 1893 г.
Ваза «Пуэбло» из серебра с эмалью, украшенная двенадцатью рубинами, высота 6,4 см, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, 1893 г., из коллекции Художественного музея Чикаго.
Две ложки из коллекции серебра для выставки в Чикаго, длина 23 и 20 см, дизайн Полдинга Фарнэма вдохновлен тотемными столбами индейцев Северо-Западного побережья, Tiffany & Co, 1893 г.
Чаша для пунша «Викинг», железо, серебро, золото и черное дерево, изготовлена для выставки в Чикаго, высота 51,4 см, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, 1893 г., из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
«Ваза Адамса», высота 49,4 см, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, 1895 г., из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
В этот период Фарнэм также работал над золотой вазой Адамса, заказанной для Эдварда Дина Адамса, председателя American Cotton Oil. Форма вазы напоминает бутон хлопка, а крышка из горного хрусталя символизирует хлопковую коробочку. Аллегорические фигуры символичны: «Гений» и «Скромность». В заказе оговаривалось, что ваза будет «изготавливаться исключительно из американских материалов». Фарнэм создал ее из желто-зеленого золота, добытого в Калифорнии, и украсил кварцем, спессартитом, аметистом, турмалином и американским пресноводным жемчугом. Ваза была закончена в 1895 году. В 1900 году ее демонстрировали на Всемирной выставке в Париже, где она была отмечена как «шедевр ювелирного искусства и триумф мистера Фарнэма». В 1904 году Адамс подарил ее Музею Метрополитен.
«Кубок Белмонта» - еще одна известная работа Фарнэма, относящаяся к 1896 году. Жокейский кубок создан по заказу Августа Белмонта. из серебра, высота 68,5 см.
В 1896 году произошло и важное событие в личной жизни Полдинга Фарнэма. Он женился на Саре («Салли») Уэллс Джеймс. Салли была скульптором; ее самая известная работа - статуя Симона Боливара, которая стоит на авеню Америк у входа в Центральный парк Нью-Йорка.
«Помпейская ваза» из серебра, высота 47 см, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Париже, Tiffany & Co, 1900 г.
Ваза из серебра с драгоценными камнями и эмалью, высота 15 см, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Париже, Tiffany & Co, 1900 г.
Ваза в бирманском стиле из позолоченного серебра с эмалью, высота 35,5 см, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Париже, Tiffany & Co, 1900 г.
Ваза из золота с эмалью и бриллиантами, высота 18 см, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Париже, Tiffany & Co, 1900 г.
Парижская выставка 1900 года стала для Tiffany & Co одним из ее многих триумфов. Для этой экспозиции Фарнэм создал коллекцию изделий из серебра и коллекцию ювелирных украшений с акцентом на цветочный дизайн, индейские мотивы и ориентализм. В украшениях использовались драгоценные камни и жемчуг, подобранные знаменитым геммологом Джорджем Фредериком Кунцем. в основном из американских рудников. Особое внимание привлекло колье «Ацтек» из мексиканских огненных опалов и красных турмалинов. Ювелирные украшения и изделия из серебра Фарнэма получили золотые медали, а Tiffany & Co увезла Гран-при выставки за ювелирные изделия.
Местонахождение большинства украшений, созданных для выставки, сегодня неизвестно. Автор книги «Полдинг Фарнэм: «Потерянный гений Тиффани» Джон Лоринг смог включить в свою книгу только ожерелье ацтеков благодаря счастливой случайности: после публикации одной из его книг, в которой было старое фото ожерелья, в магазин Tiffany в Цюрихе зашла женщина и сообщила, что ожерелье находится у нее. По словам Лоринга, увидеть произведение, которое он знал только по эскизам и фотографиям 100-летней давности, чувство «абсолютно захватывающее».
Брошь из золота и платины с розовым турмалином и бриллиантами, дизайн Полдинга Фарнэма, Tiffany & Co, около 1900 г.
Компания Tiffany с гордостью демонстрировала публике редкие и интересные драгоценные камни. Впервые фирма показала коллекцию розовых турмалинов из штата Мэн, о которых в Европе в еще не знали, на Всемирной выставке 1889 года в Париже, а затем снова на выставке 1900 года. Одним из самых интересных украшений с розовыми турмалинами на выставке1900 года была брошь в виде ветки шиповника с шестьюдесятью двумя розовыми турмалинами.
Брошь-кулон в стиле Ренессанса из золота с эмалью, разноцветными сапфирами и бриллиантами, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Париже, Tiffany & Co, 1900 г.
Зеркало в бирманском стиле в оправе из позолоченного серебра с эмалью, высота 51 см, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Париже, Tiffany & Co, 1900 г.
Серебряная чаша с крышкой в бирманском стиле, украшенная эмалью, высота 15 см, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Париже, 1900 г.
После смерти Чарльза Льюиса Тиффани в 1902 году управление компанией Tiffany & Co перешло к его сыну Луису Комфорту Тиффани. Луи Тиффани был уже состоявшимся и очень талантливыми дизайнером, со своим стилем и видением перспективы. Он создал собственный отдел ювелирного дизайна, а в 1907 году Луи Тиффани стал новым главным дизайнером ювелирных изделий. У Фарнэма больше не было прежней свободы творчества, а его работы все реже выставлялись на международных выставках. После выставки в Париже он принимал участие в Панамериканской выставке в Буффало в 1901 году. На выставке в Сент-Луисе в 1904 году Фарнэм представил несколько работ из серебра и только одно украшение - эмалированное золотое ожерелье с бриллиантами в стиле эпохи Возрождения.
Ожерелье из золота с бриллиантами и эмалью в стиле эпохи Возрождения, созданное по дизайну Полдинга Фарнэма для выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
Подвеска на колье сделана съемной. Ее можно было разделить на броши и пару серег. Деталь кулона от колье. Видны отверстия, к которым можно прикрепить ожерелье. Подвеска и цепочка покрыты эмалевыми изображениями русалок, кариатид и сфинксов.
Два звена в виде рыцарей-тамплиеров включены в композцию не случайно. Вероятно, это историческая отсылками к французскому королю Людовику IX, возглавлявшему Седьмой крестовый поход (1248-1254), в честь которого назван город Сент-Луис.
Ожерелье в стиле эпохи Возрождения, созданное по дизайну Полдинга Фарнэма для выставки в Буффало в 1901 году, длина: 147,3 см, из коллекции Музея изящных искусств в Бостоне.
Серебряная ваза в стиле викингов, украшенная кельтскими узорами, стилизованными масками лисы на цветной эмалевой основе, со вставками кабошонов цитрина, турмалина и перидота, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Буффало, 1901 г.
Ваза в стиле викингов, из серебра с эмалью и полудрагоценными камнями, включая цитрины и гранаты, высота 20 см, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Буффало, 1901 г.
Чайный сервиз из серебра в стиле эпохи Возрождения, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Сент-Луисе, Tiffany & Co, 1904 г.
Чернильница в бирманском стиле из золота и слоновой кости, дизайн Полдинга Фарнэма для выставки в Сент-Луисе, Tiffany & Co, 1904 г.
Творческие разногласия с новым руководством вынудили Фарнэма уволиться из компании в 1908 году. Все его творческие наработки, эскизы и наброски попали в архив. И со временем его имя было практически забыто вплоть до 1991 года, когда Джанет Запата, архивариус Tiffany & Co, написала две статьи о его творчестве. Затем появилась книга Джона Лоринга, директора по дизайну Tiffany, «Полдинг Фарнэм: «Потерянный гений Тиффани», которая вызвала из забвения имя замечательного дизайнера.
Покинув Tiffany, Фарнэм больше никогда не занимался дизайном ювелирных изделий или серебра. Он занялся скульптурой, живописью и собственным предприятием – горными разработками. Еще в 1898 году Полдинг Фарнэм начал инвестировать средства в добычу полезных ископаемых в окрестностях Уиндермира, Британская Колумбия (Канада). Так называемые Копи Куропатки или Красная Линия, были известны месторождениями меди, золота и серебра. В 1901 году Фарнэм купил землю в Уиндермире у подножия горного хребта, где построил ранчо рядом с самой высокой горой в хребте Селкирк, названной в 1911 году горой Фарнэм. Вопреки ожиданиям шахта не оправдала надежд. К 1911 году Фарнэм почти исчерпал свое личное состояние, пытаясь поддержать работу обанкротившейся шахты. О нем говорили так: «Он потерял свое состояние как мужчина и заплатил каждый цент, который он был должен».
Семейная жизнь в этот период тоже дала трещину. Фарнэм часто уезжал по делам бизнеса, а в 1912 году и вовсе переехал в Калифорнию, оставив Салли и троих детей в Нью-Йорке. Салли Фарнэм подала на развод в 1914 году по причине «оставления». Иск был удовлетворен в 1915 году. Последние годы жизни Фарнэм провел в городке Санта-Клара в Калифорнии. С 1912 по 1926 год он создал серию из двенадцати картин маслом на деревянных панелях под названием «Древние корабли торгового флота, открывшие мировую торговлю». Эти работы ныне находится в Галерее искусств Питтсбургского университета.
Джордж Полдинг Фарнэм (1859-1927). Фото 1900 года.
В своей книге Лоринг пишет: «За двадцать два с половиной года, которые он провел с Tiffany & Co Фарнэм завоевал больше наград дома и за границей, чем любой другой дизайнер ювелирных изделий своего времени, и принес Tiffany & Co и США международную славу бесспорного лидера в области ювелирного дизайна в последнее десятилетие XIX века».
Гора Фарнэм в хребте Селкирк, 3468 м.
Спасибо! Восхищение вызывают все эти предметы и талант мастеров!
Да, это лучшее из лучшего. В основном выставочные работы. На них не жалели ни средств ни времени))
Спасибо большое за продолжение начатой темы)) Жизнь чаще всего разворачивается похожим образом. Умельцев «подрезать крылья» таланту навсегда хватает везде. И семья не всегда способна поддержать. А мне вот ложечки сегодня запАли.
Вот с ложечками были сомнения: включать/не включать. Все-таки они сильно отличаются от всех остальных работ. К тому же ложечки — мелочь какая-то, не вазы золотые)) Но настолько изысканная форма, такой простой и стильный дизайн. Это просто совершенство))
Да-да, именно совершенство)) Я бы ещё по чернильнице «прошлась» — уж больно лингамная тема))) Но — не наш формат))
(4) До новых встреч! — YouTube — настоятельно рекомендую хотя бы первое отделение. На этом концерте не была, но раньше скрипичный концерт Чайковского исполнении Вадима Репина очень вандерфул. В конце 1 отделения Вадим поздравляет матушку с днём рождения (75) - обратите внимание на часики (или это просто браслет) — приятно, что из Ваших подборок (ну или очень похожих) вещь может оказаться на простой сибирской бабушке)). А второе отделение, если довисит, буду вечером «смаковать». Хотя КАК 4-ю симфонию «сбацал» Горенштейн в 2019 году — до сих пор свежи впечатления)).
(4) Пряный джаз — YouTube тоже пока «висит» на канале - первое отделение Бутман - несложно и со вкусом. Второе отделение тоже вполне, видимо музыканты на сцену прям с самолёта — немножко по-восточному вразвалочку. Жирный минус один — тихий звук.
Все, уже нет(
Талантливый Мастер! Любой предмет хорош! И сделан удивительно тонко, элегантно, изящно.
Да, и при том удивительная способность адаптировать любой стиль и создать нечто новое)) Великолепный мастер!
В начале топика, я все думала, как же короток век человека, такие мастера должны жить вечно. Это же какой труд и столько успеть создать, Каждая вещь совершенство, неповторимый дизайн и такое разнообразие. Фарнем сам ШЕДЕВР ювелирного искусства, а его жизнь должна быть триумфом. В конце мне стало очень обидно за этого ГЕНИЯ. Спасибо, Верочка за этого прекрасного мастера, за красоту, созданную его руками и конечно, за исторический очерк о нем.
Присоединяюсь, Зоя, и к восторгу и к сожалению. Вера — молодец, весь контекст отслеживает и мы видим картину в целом)).
Насколько это возможно)) Благодаря книге Лоринга, который работал не только с архивами компании, но и с семейным архивом, мы знаем много больше о Фарнэме, чем о других мастерах того времени. Эту книгу сама не читала, но нашла несколько отрывков и цитат)
Верочка, огромное спасибо за Ваш труд !
Спасибо, Зоя!
А ведь кто то этими прекрасными вещами пользовался. Даже трудно в это поверить. Или, всё таки, это музейные экспонаты?
Почти все эти вещи делались для выставок. Изначально их трудоемкость и стоимость, соответственно, была в разы выше, чем стоимость обычных ваз. Как правило, их приобретали коллекционеры и музеи и еще очень богатые люди. Две вазы Тиффани работы Каррана с Чикагской выставки были приобретены там же специально для немецкого музея. Многие выставочные вазы, в том числе «Магнолия» были куплены коллекционерами, а затем попали в музеи.
www.passionforum.ru/posts/131025-magnolija-gordost-kompanii-tiffany-co.html
Да, ваза потрясающая. Вообщем, пылесборники, но как глаз радуют.
Все милые и памятные вещи — пылесборники, но без них не было бы тепла и уюта в доме)
Конечно, из них состоят наша жизнь и воспоминания.