Драгоценный фарфор в драгоценной оправе
Первые фарфоровые изделия попали в Европу в 16-17 веках, когда впервые открылась торговля с Китаем и Японией. Это были относительно простые предметы, часто вставленные в оправы из серебра, а к началу 18 века для оправ стали применять позолоченную бронзу. В те времена французские позолотчики применяли сложный метод ртутного золочения бронзы, который называется «ормолу».
Пара канделябров с китайскими фарфоровыми петушками в позолоченной бронзе. Фарфор времен императора Цяньлуна (1736-1795), оправа приписывается Жаку Кафьери (1678-1755), одному из самых известных производителей позолоченной бронзы своего времени. Считается, что эта пара приобретена мадам Помпадур у маршан-мерсье Лазара Дюво 4 августа 1755 года для отеля l'Hôtel d'Evreux в Париже.
Наиболее известными дилерами, продававшими предметы роскоши в Париже 18-го века, были торговцы маршан-мерсье, которые имели монополию на импорт фарфоровых и лаковых изделий с Востока. Marchand-mercier - это французский термин, обозначавший любого предпринимателя, работающего вне системы гильдий ремесленников, но в 18 веке так стали называть торговцев предметами искусства. Они продавали свои изделия всей элите Парижа, включая любовницу Людовика XV мадам де Помпадур, которая была страстным коллекционером.
Французский гарнитур из фарфора в позолоченной бронзовой оправе середины XVIII века, состоящий из пары канделябров, украшенных фигурками собаки и кошки, и центральных часов с таким же котом, в беседках из фарфоровых цветов.
Маршан-мерсье были не просто торговцами, но и законодателями вкусов своего времени, выступая в качестве посредников между своими аристократическими клиентами и множеством квалифицированных мастеров, которые создавали предметы роскоши. Фактически, они выполняли функции декораторов, разрабатывая и продавая модную мебель и украшения интерьера. В Париже система гильдий, действовавшая со времен средневековья, запрещала мастерам работать с любым материалом, с которым они не прошли формального процесса обучения. Только маршан-мерсье, работавший вне цеховой системы, мог монтировать китайский фарфор с золочеными бронзовыми ручками и подставками, или снабжать мебель роскошной оправой из позолоченной бронзы.
Парные вазы из китайского бирюзового фарфора с изображением двух карпов, прыгающих вертикально из пенящихся волн, в позолоченной бронзовой оправе в стиле рококо.
Маршан-мерсье оказали значительное влияние на производство фарфора во Франции, создавая моду на фарфор, оправленный в позолоченную бронзу. Мастер превращал вазу в кувшин с ручкой в стиле рококо или соединял две чаши с помощью ажурной позолоченной оправы, чтобы получить сосуд для благовоний. Только маршан-мерсье имел ресурсы, необходимые для создания таких объектов. Один только Лазар Дюво купил три пятых всей продукции Севра в 1757 году, потратив на заказы огромную сумму – в общей сложности 165 876 ливров. 1873 году был опубликован его ежедневник, охватывающий десятилетие 1748–1758 годов, ставший ценным документом по истории декоративно-прикладного искусства Франции середины 18 века.
Фарфоровый кувшин для молока в оправе из позолоченной бронзы, расписанный Винсеном Таландье, около 1758 г. Описание таких кувшинов встречается в книге продаж и и дневнике Лазара Дюво.
Членство в корпусе маршан-мерсье тщательно контролировалось. Новым членом мог стать только человек, родившийся во Франции, прошедший трехлетнее обучение, а затем еще три года проработавший в качестве компаньона маршан-мерсье. В течение этого периода он должен был оставаться холостым. Его учитель мог иметь только одного ученика за раз, и ученичество необходимо было должным образом зарегистрировать в офисе корпорации. Впрочем, из этого правила было сделано два исключения. Можно было жениться на дочери одного из аккредитованных купцов или получить звание поставщика королевского двора.
Пара канделябров из точеной и позолоченной бронзы, зеленого лакированного листового металла и мейсенского фарфора XIX века, отлитого по модели, созданной в 1740 году Иоганном Иоахимом Кендлером, высота 44 см.
Парижские маршан-мерсье держали лавки на улице Сент-Оноре, отмечая свои заведения броскими и забавными вывесками. Там можно было найти помещения Лазара Дюво и других маршан-мерсье: Эбера и Симона-Филиппа Пуарье, поставлявших модную мебель, Доминика Дагера, известного своей мебелью с отделкой из севрских фарфоровых пластин. Неподалеку, на улице де ла Монне, продавался фарфор севрской королевской мануфактуры. Для магазина Эдм-Франсуа Жерсена знаменитый Ватто нарисовал вывеску L'Enseigne de Gersaint.
Антуан Ватто. L'Enseigne de Gersaint.
Вот пример объявления Жерсена, размещенного в 1740 году, по которому можно судить об ассортименте этих модных лавок: «Продаются всевозможные новые и сделанные со вкусом скобяные изделия, безделушки, зеркала, кабинетные картины, пагоды, лак и фарфор из Японии, изделия из ракушек и другие образцы естественной истории, камни, агаты и вообще все любопытные и экзотические товары».
Китайская ваза периода Цяньлун в оправе из позолоченной бронзы, высота 29,2 см.
Супница из китайского фарфора XVIII века в оправе из позолоченной бронзы XIX века.
Пара канделябров из мейсенского фарфора, украшенных фигурками птиц (около 1760 г.), в позолоченной бронзовой оправе, высота 26 см.
Ваза с цветами эпохи Людовика XV в позолоченной бронзовой оправе с фарфоровыми цветами, высота 19 см, середина XVIII века.
Альковный подсвечник эпохи Людовика XV в позолоченной бронзовой оправе с фарфоровыми цветами, высота 7 см, середина XVIII века.
Пара ваз для попурри из севрского фарфора в оправе из позолоченной бронзы, около 1770 г.
Гарнитур из яблочно-зеленого севрского фарфора в оправе из позолоченной бронзы, около 1770 г.
Пара кашпо из китайского голубого фарфора XVIII века в оправе из позолоченной бронзы, высота 33,5 см.
Пара мейсенских фарфоровых холодильников для бутылок, украшенных букетами фарфоровых цветов в позолоченной бронзовой оправе, высота 55 см, середина XVIII века.
Пара сосудов для благовоний эпохи Людовика XV из китайской керамики и мейсенского фарфора в позолоченной бронзовой оправе, высота 28 см, середина XVIII века.
Композиция с китайским фарфоровым попугаем периода Канси (1661-1722) и собаками Фо XVIII века в позолоченной бронзовой оправе XIX века, высота 37 см.
Часы с вращающимся циферблатом из позолоченной бронзы, украшенные накладками из севрского фарфора с деревенским декором на зеленом фоне работы Андре-Венсана Вийяра, около 1755-1758 гг.
Ваза для попурри из мейсенского фарфора XVIII века, окруженная двумя лебедями, в оправе из позолоченной бронзы, высота 23 см.
Парные подсвечники из французского и мейсенского фарфора в оправе из позолоченной бронзы, около 1750 г.
Сосуд для парфюма из китайского фарфора эпохи Канси (1662-1722) в оправе из позолоченной бронзы, высота 24,5 см, около 1730 г.
Сосуд для парфюма из китайского фарфора эпохи Канси (1662-1722), украшенный фигурками лебедей из европейского фарфора, в оправе из позолоченной бронзы, высота 31 см, середина XVIII века.
Парные вазы из мейсенского фарфора, расписанные в стиле шинуазри, в оправе из позолоченной бронзы, высота 43 см, около 1775 г.
Каминные часы из севрского фарфора в оправе из позолоченной бронзы в манере Этьена Мориса Фальконе, высота 50 см, около 1775 г.
Столик из тюльпанового дерева в оправе из позолоченной бронзы с вставкой из севрского фарфора, высота 77 см, около 1775 г.
Курильница для благовоний из стекла и севрского фарфора, расписанного Жан-Жаком Пьером (Jeune) (1763-1803), в оправе из позолоченной бронзы, XVIII век.
Спасибо!
Марита, спасибо Вам!
Спасибо, Марина!
Надо же, не знала о том, что французы обрамляли фарфоровые изделия. Спасибо за просвещение. А слово маршаны знакомо по истории живописи.
А я с детства думала, что Маршан (есть такой персонаж в «Фантомасе») - это просто фамилия, не задумывалась о значении слова)
Не помню Маршана в Фантомасе, хотя все смотрела, эх
Пора пересмотреть)) Был такой совсем незначительный персонаж — профессор Маршан в последней части) Но мне почему-то запомнилось… Причуды памяти)
Как всегда ЗДОРОВО! Восхищена фарфором, их обрамлением...
И опять новые слова… Раньше слышала «маршан-мерсье», думала, что это слитное слово и не подозревала, что это термин, связанный с профессией..
А «попурри» — для меня это всегда был термин, связанный с музыкой...
Снова Ваш топик — ликвидация моей безграмотности… СПАСИБООООО!!!!
Татьяна, спасибо! так и есть: «попурри» для нас больше связано с музыкой. Но по смыслу это любая смесь, в том числе ароматическая)
Спасибо большое! Очень интересно — работы многодельные, стиль такой. Эмоция та же — как сохранить ))) Пожалуй столику мои голосования )))
Спасибо, Мелена! К этим меленьким столикам я тоже неравнодушна, хотя в наши дни они совсем не практичны. Это красота для заполнения интерьера. Но какие же они милые))
Все очень понравилось! Меня поразили часы с вращающимся циферблатом, и я бы приобрела сосуд для парфюма! Спасибо, Верочка!
Зоя, спасибо! Я уже даже перестала представлять себе, что бы я себе купила — настолько все эти вещи прекрасны))
Беспредельная фантазия, Вера, спасибо.
Люба, спасибо! Фантазия и еще мастерство)
Спасибо, очень интересно! И очень полезная информация, которая пригодится в будущем :-)
А мастерство авторов вызывает особый восторг.
Екатерина, спасибо! Меня еще удивляет, как быстро Европа достигла таких вершин в производстве фарфора. Хотя, конечно, и раньше модельеры работали с фаянсом. Но все равно — поразительно)
Спасибо! Ознакомилась с большим удовольствием.
Спасибо большое! Рада поделиться)