Иван Хафизов коллекционирует русские наличники.
Очень интересная статья о необычном коллекционере.
Иван Харизов коллекционирует наличники, точнее их фотографии. Экспонаты хранятся в единственном в своем роде виртуальном музее наличников.
ARCHITECTURAL DIGEST попросил рассказать о себе и своем необычном увлечении Ивана Хафизова. Иван коллекционирует наличники, точнее их фотографии. Экспонаты хранятся в единственном в своем роде виртуальном музее наличников.
Иван Хафизов
"Сколько себя помню, я всё время что-нибудь коллекционировал. В детстве – ключи, находил их и на проволку навешивал. Значки собирал, календарики карманные. Ну и марки, конечно, – через это, мне кажется, почти все проходили. Но со временем привычные коллекции удовольствие приносить перестали, организм требовал чего-то нового. А поскольку я фотограф и камера почти всегда со мной, то идея коллекционировать фотографии пришла сама собой. К тому же для хранения такой коллекции совсем не нужно место дома – только в интернете.
Спас-Клепики
Коллекция наличников началась с командировки в Энгельс Саратовской области в 2007 году. Лето было жаркое и работа заканчивалась к обеду. После обеда я уже ходил по Энгельсу в поисках чего-нибудь примечательного. Энгельс – город совсем небольшой, глазу зацепиться не за что. Наснимав забавных вывесок и видов на Волгу, я стал снимать окна со ставнями.
Энгельс
И уже на пятом окне твёрдо решил наснимать их никак не меньше тридцати двух, чтобы потом сделать коллаж. Я такой видел раньше, только там были не русские наличники, а двери из Бретани. Мне давно хотелось сделать что-то подобное, а тут как раз нашелся повод.
Энгельс
В Энгельсе я тогда наснимал гораздо больше, чем собирался – больше сотни разноцветных наличников. И приехав домой, сделал три таких коллажа, как мне раньше хотелось. Сделал их и думал, что на этом все и закончится. Но не тут-то было.
Через пару недель мы собирались ехать кататься на велосипедах по Ярославской области. Доехали на поезде до Ростова Великого и… вместо того чтобы крутить педали, я только и делал, что останавливался и фотографировал.
Ростов
Наличники в Ростове совсем другие – можно сказать, что мне очень повезло: я увидел две совершенно разные школы резьбы по дереву за сравнительно небольшой промежуток времени. Это и включило во мне механизм собирательства.
Следующим на нашем маршруте был поселок Борисоглебский – и снова нежданное открытие – наличники Борисоглебского немного отличаются от Ростовских! И это при том, что расстояние между ними совсем невелико.
Ростов Великий
В той поездке мне посчастливилось попасть еще и в Мышкин, который до сих пор служит украшением всей коллекции!
Мышкин
Каждый, кто представляет себе карту Ярославской области, конечно же спросит – а как же Углич? Ведь мы не могли его миновать! И действительно – миновать не смогли. Но чтобы сохранить доброе расположение духа своих велосипедных товарищей, в Угличе мне пришлось запаковать камеру поглубже и не смотреть по сторонам – иначе мы бы не успели вернуться в запланированное время. Но несмотря на мое желание продолжать съемку наличников в других городах, ничего бы не получилось, если бы не моя тогдашняя работа, в командировках я проводил по пять месяцев в году.
Мышкин
Через некоторое время я отправился в Нижегородскую область, в Навашино. Естественно, что все свое свободное время я уже сознательно посвятил поиску новых мотивов в наличниках.
Навашино
Тем более что от Навашина оказалось рукой подать до Мурома, где, конечно же, тоже сохранились деревянные дома с резными наличниками!
Следующие несколько лет прошли в постоянных поездках: Кострома, Челябинск, Иваново, Екатеринбург, Чита, Рязань, Воронеж, Красноярск, Иркутск – и еще несколько десятков городов поменьше...
Рязань
Конечно, во всех этих поездках я фотографировал не только оконные наличники. В общем-то я не только наличниками интересовался – снимал люки канализационные, двери, слуховые окна, номерки гардеробные, указатели и вывески – да много всего… Но к наличникам у меня особое отношение. Так же как и у резчиков по дереву, которые ими занимались.
Шуя
Наличники на доме – как глаза. А к глазам – интерес особый. Они живые и не важно, сколько им лет!
Кинешма
Где-то году в 2009-м я пытался разобраться в своей коллекции, как-то ее систематизировать: зрело понимание, что пора бы уже выкладывать ее на всеобщее обозрение, ведь это ж интересно. Однако изучение литературы по большому счету ничего не дало: трудно поверить, но не существует ответа на вопрос "Какие наличники бывают и сколько их видов?".
Энгельс
Конечно, исследования деревянного зодчества были и неоднократно – и до революции, на рубеже веков, когда оно было на самом пике популярности, и в годы первых пятилеток, и в восьмидесятые… Но глобального подхода не было. Никто не мог замыслить исследования наличников всей страны, ведь это сотни городов, тысячи сёл и сотни тысяч деревянных домов.
Чита
Однако время идет, дешевеет фототехника, растут скорости перемещения, а деревянных домов становится все меньше, поэтому сейчас уже мне кажется вполне реальным объехать всю страну и заснять самые впечатляющие еще сохранившиеся деревянные дома и, конечно же, наличники.
Краснодар
В поездках за наличниками самое удивительное – это, конечно, контраст красоты деревянной резьбы и отношения к ней. Самый распространенный вопрос ко мне от хозяев домов – "да зачем они вам? Были б красивые, а эти!" И это при том, что разговор происходит на фоне удивительной резьбы, которой полторы сотни лет. И которой нигде, кроме как в этом городе, нет.
Навашино
Так хозяин одного дома предлагал мне забрать наличники с собой, когда узнал, что я их коллекционирую. Окна будут новые, сказал он, завтра снимаем эти. Они уже не выдерживают никаких холодов. Так что подъезжай завтра днем, или мы их сожжем тут. Забрать их с собой не получилось, поэтому скорее всего этих наличников уже нет на свете.
Иркутск
Однако грустного, конечно, меньше в этих поездках, чем интересного. Вот эти Касимовские наличники (Рязанская область) – самые старые из тех, что висят на жилом доме. Им 169 лет. Старше мне доводилось видеть только лишь в музеях.
Касимов
У нас можно полстраны объявить музеем деревянного зодчества. Хотя, наверное, и это не поможет. Поэтому я для себя избрал самый простой путь сохранить всё как есть – фотографировать памятники деревянной старины как можно больше. Только так их действительно можно сберечь. Ведь, в конце концов, деревянный дворец в Коломенском тоже был восстановлен по описаниям и изображениям.
Последние три года я езжу за наличниками уже специально. Организовал уже три экспедиции: в Калужскую, Ивановскую и Рязанскую области. По результатам этих экспедиций посчитал, сколько нужно денег и времени, чтобы отснять наличники по всей России – в 480 городах. Вышло, для того чтобы совершать по три больших экспедиции в год, надо около трех миллионов рублей и пять лет. Так что теперь я всецело занят поиском людей, которым было бы интересно помочь с финансированием этого проекта.
Гусь-Железный
Этот проект уже поддержали две небольшие компании – "Архитектурное бюро Бакушина и Киселева" и "Интерактивная карта объектов, доступных для детских и инвалидных колясок", а также почти шестьдесят человек – личными вкладами. Но для того чтобы осуществить задуманное, этого несомненно мало. Поэтому я очень надеюсь на заинтересованность, например, Газпрома. Ведь их девиз "Национальное достояние" как нельзя лучше описывает весь этот проект!
Екатеринбург
Наверное, самое важное, что я хотел бы сказать этим проектом, – что страна наша огромна и не так исследована, как кажется. Ну и ещё – что всегда надо следовать за любимым делом!"
Фото: Иван Хафизов