Фарфор Жакоба Пети
«Возьмем, к примеру, фарфоровую собачку, украшающую мою спальню в меблированных комнатах. Это белая собачка. Глаза у нее голубые. Нос у нее красненький с черными крапинками. Шея у нее страдальчески вытянута, а на морде написано добродушие, граничащее с идиотизмом. Не могу сказать, чтобы эта собачка приводила меня в восторг. Откровенно говоря, если смотреть на нее как на произведение искусства, то она меня даже раздражает. Мои друзья, для которых нет ничего святого, откровенно потешаются над ней, да и сама хозяйка относится к ней без особого почтения и оправдывает ее присутствие в доме тем обстоятельством, что собачку ей подарила тетя.
Но более чем вероятно, что лет двести спустя, при каких-нибудь раскопках, из земли будет извлечена эта самая собачка, лишившаяся ног и с обломанным хвостом. И она будет помещена в музей как образчик старинного фарфора, и ее поставят под стекло. И знатоки будут толпиться вокруг нее и любоваться ею. Они будут восхищаться теплым колоритом ее носа и будут строить гипотезы, каким совершенным по своей форме должен был быть утраченный хвостик». Джером К. Джером.
Две фарфоровые вазы в стиле рококо, украшенные росписью и позолотой, высота 51 см, JACOB PETIT.
Не случайно я начала этот пост с такой развернутой цитаты. По-моему, это лучшее высказывание на тему влияния времени на восприятие красоты, моды, искусства… Яркий пример тому – изделия фарфоровой мануфактуры Жакоба Пети. Его фирма выпускала широкий ассортимент изделий из фарфора: вазы, сервизы, подсвечники, статуэтки, письменные приборы, часы, Невероятно сложный, иногда избыточный, лепной декор, далекий от привычных канонов, буйство красок в этих работах, которые восхищают нас сегодня своей оригинальностью, зачастую казались современникам Жакоба безвкусицей.
Его творения в духе эклектики середины XIX века вобрали декоративные приемы всех известных до того времени стилей. Тут и готика, и барокко, и Ренессанс, и классика, и экзотика, навеянная арабской и китайской культурой. Жакоб Пети был замечательным колористом. Он не боялся сопоставлять смелые и редкие оттенки, матовые и блестящие поверхности, создавая великолепную полихромию с бесконечным количеством вариаций. Он стремится реалистично передать фактуру: ткани, украшения, драгоценные камни, оттенки кожи, шкуры животных, лепестки цветов и листва, стволы деревьев и т. д. Щедрая позолота подчеркивала постаменты и лепные элементы.
Две фарфоровые ароматницы на опорах виде львиных масок, украшенные позолотой, высота 51 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых ваз, украшенных фруктами, высота 65 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых ваз в стиле рококо на подставках, украшенных росписью и позолотой, высота 58 см, JACOB PETIT.
Фарфоровая ваза, богато украшенная позолотой, с фигурными ручками в виде стеблей кукурузы, высота 51 см, JACOB PETIT, около 1845 г.
О жизни Жакоба Пети (1796-1868) известно совсем немного. Единственный официальный документ, сохранившийся до наших дней, это его свидетельство о смерти. Женившись примерно в 1816 году, выходец из парижской еврейской семьи, он сменил фамилию Мардохей на фамилию жены, Аделаиды Пети, дочери булочника из Шантийи.
Считается, что Жакоб Пети брал уроки рисования у живописца Антуана-Жана Гро, ученика Жака-Луи Давида. Увлекшись фарфором, он поступил на Севрскую фарфоровую мануфактуру. В музее Виктории и Альберта хранятся рисунки из его сборника орнаментов и декора предметов интерьера разных стилевых направлений, включавший вазы, канделябры, подсвечники, часы, мебель, зеркала, ювелирные украшения. Сборник, выпущенный в 1824 году, имел успех. Многие дизайны стали вдохновением как для других художников, так и для его собственных будущих работ.
Жакобу Пети принадлежал фарфоровый завод в Фонтенбло. В успешный период там работало до 80 человек (по другим сведениям – до 150). В Париже у него была студия керамики.
Дизайн кубка, Жакоб Пети, из коллекции музея Виктории и Альберта.
Творчество Жакоба Пети пронизано фантазией, которая выражается, например, во флаконах для духов, подсвечниках и даже кувшинах, оформленных в парах, состоящих из фигур мужчины и женщины в костюмах разных эпох и цивилизаций (шотландской, испанской, средневековой знати, турок; китайцев, индейцев).
Пара кувшинов с крышками в виде обезьянок в костюмах XVIII века, высота 24 см, JACOB PETIT.
Фигурные флаконы в виде пары в старинных шотландских костюмах, высота 23 см, JACOB PETIT.
Фигурные флаконы в виде пары в турецких костюмах, высота 34 см, JACOB PETIT.
Пара фигурных флаконов бирюзового цвета, высота 26,7 см, JACOB PETIT.
Пара парфюмерных флаконов с изображением мужчины и женщины в средневековых костюмах, высота 35 см, JACOB PETIT.
Пара парфюмерных флаконов в стиле шинуазри, высота 21,5 см, JACOB PETIT, около 1840-1845 гг.
С 1834 года Жакоб Пети участвовал в многочисленных выставках, где получал различные награды в знак признания его новаторского духа, сочетающего смелость и творчество. Награждая его бронзовой медалью, жюри 1839 года подтвердило: «Фабрика г-на Жакоба Пети в Фонтенбло имеет в торговле довольно большую популярность, основанную на неисчерпаемой фантазии этого фабриканта по изготовлению самых разнообразных изделий».
Парные фарфоровые вазы, украшенные декором «Бульденеж» и букетами, высота 30 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых ваз с крышками на подставках, расписанные птицами и цветами, высота 42 см, JACOB PETIT.
Фарфоровые каминные часы «Мамелюк», высота 41 см, JACOB PETIT.
Фарфоровый чайник в виде собора на подставке из четырех частей, высота 24 см, JACOB PETIT, около 1840 г.
Пара кувшинов, увитых виноградной лозой, высота 23 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых ваз, украшенных цветами и фигурками детей, высота 31 см, JACOB PETIT.
Пара кувшинов, расписанных цветочными гирляндами, высота 35 см, JACOB PETIT, около 1845 г.
За успешным периодом последовали неудачи. Плохой контроль за запасами и чрезмерное расширение оказались проблемой. Поскольку кредиторы требовали выплаты, Пети вынужден был объявить о банкротстве, хотя производство в сокращенных масштабах продолжалось в течение следующего десятилетия. Вазы, украшенные цветами, и фигурки с фарфоровым кружевом в технике, разработанной Жакобом Пети, были награждены серебряной медалью на ярмарке промышленных товаров в 1849 году. Несмотря на сокращение производства, Пети по-прежнему выставлял свои работы на выставках 1851 года в Хрустальном дворце в Лондоне и на Всемирной выставке 1855 года. В 1862 году Пети вышел на пенсию, продав бизнес своему сотруднику Жакмину.
Фарфоровые каминные часы в стиле рококо, высота 38 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых ваз, украшенных декором «Бульденеж» с крышками, высота 44,5 см, JACOB PETIT, около 1840 г.
Пара фарфоровых ваз в виде рога изобилия, высота 28,5 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых ваз, украшенных лепными цветами и птицами, высота 32,4 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых ваз, расписанных цветами на белом фоне, высота 70 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых кувшинов, украшенных лепным декором из цветов и фруктов, высота 25,4 см, JACOB PETIT.
Пара фарфоровых кувшинов, украшенных изображением лягушки и саламандры, высота 23 см, JACOB PETIT.
Винный кувшин с ассирийскими мотивами, высота 23 см, JACOB PETIT.
Парные фарфоровые вазы, расписанные цветами и позолотой, высота 39 см, JACOB PETIT.
Фарфоровая чернильница в виде канапе, длина 20,5 см, JACOB PETIT, около 1850 г.
Пара ваз для попурри, украшенные позолотой и расписанные пасторальными сценами в стиле Буше, высота 31 см, JACOB PETIT.
Фарфоровая ваза, расписанная цветами на белом фоне, высота 51 см, JACOB PETIT.
Предполагаемый портрет Жакоба Пети (1796-1868)
Какая безграничная фантазия! Мне кажется, что фантазия у него лилась как из рога изобилия! Какая работоспособность, каждый цветочек, каждый лепесточек придумать, слепить в вазах в несколько этажей! Верочка, огромное спасибо, насмотрелась, налюбовалась и за портрет Жакоба Пети отдельное спасибо !
Спасибо, Зоя! Вряд ли Жакоб сам лепил цветы на вазах) Но, несомненно, это он определил стиль фарфора своей фабрики. Он безусловно знал технологию, был хорошим дизайнером и колористом. И, главное, не боялся экспериментов. А это непросто. Соперничать с севрским и мейсенским фарфором в период их расцвета, нелегкая задача.
Вера, спасибо большое! Несмотря на буйство форм и плотный декор, фавориты и в этой подборке есть — каминные часы «Мамелюк» (динамика, характер у всадника и у лошади)) и вазы «Бульденеж»
Спасибо, Мелена! Мне из всего этого буйства фантазии всего милее работы на белой глазури))
Какое-то кромешное нагромождение декора! Но это не раздражает, а удивляет качеством работы и фантастически мастерским исполнением. Вряд ли я бы что-либо (будь такая возможность) приобрела бы что-либо из этого, но любовалась бы этим как предметами искусства
Вот-вот! Есть некая двойственность в восприятии! Вот, например, вазы с лепными цветами и птицами: большие шапки цветов портят первое впечатление, изменяют общую форму композиции. Но привлекают внимание. Заставляют рассматривать и удивляться красоте и тонкости проработки, тщательной детализации цветов и птиц)