Фаберже. Кнопка звонка
«Куда проведен этот звонок? — спросил он наконец указывая на висевший над кроватью толстый шнур от звонка, кисточка которого лежала на подушке…
… С лупой в руках он ползал на четвереньках взад и вперед по полу, пристально исследуя каждую трещину в половицах. Также тщательно он осмотрел и панели на стенах. Потом подошел к кровати, внимательно оглядел ее и всю стену снизу доверху. Потом взял шнур от звонка и дернул его.
— Да ведь звонок поддельный! — сказал он.
— Он не звонит?
— Он даже не соединен с проволокой. Любопытно! Видите, он привязан к крючку как раз над тем маленьким отверстием для вентиляции».
«Пестрая лента». Артур Конан Дойл.
Итак, чтобы вызвать горничную, в господском доме XIX века, нужно было дернуть шнур звонка, который был соединен проволокой с колокольчиком в комнате прислуги. Но к концу века в домах состоятельных горожан уже появилось электричество, которое использовалось для освещения. Практически одновременно с лампами накаливания в домах появились электрические звонки с кнопкой, предки наших скромных дверных звонков. И предки эти выглядели шикарно: кнопка была предметом роскоши и выглядела соответственно. Кнопки, чаще всего в настольном варианте, стали украшением интерьера, их делали из драгоценных металлов, украшали эмалями и драгоценными камнями.
Кнопка звонка из золота, мастер Виктор Аарне, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Корпус этой кнопки, сделанный из дерева, установлен на латунной пластине с круглыми позолоченными ножками, и а центре имеется отверстие для электрического провода. Верхняя декоративная крышка украшена золотом и гильошированной эмалью. Собственно кнопкой служит кабошон из лунного камня.
Кнопка звонка из халцедона со слоником из мохового агата с бриллиантовыми глазами в золотой оправе с гильошированной эмалью и лунным камнем, высота 6,5 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Слон, как символ Датского королевского дома и древнего Ордена Слона, высшего рыцарского ордена Дании, стал важным символом для российской императорской семьи после того, как император Александр III женился на принцессе Дагмар Датской, впоследствии императрице Марии Федоровне. Слон с башенкой на спине, знак датского ордена, послужил украшением нескольких важных императорских заказов Фаберже, в том числе монументального ковша в честь золотой годовщины свадьбы короля Кристиана IX и королевы Луизы Датской, а также датского юбилейного яйца 1903 года, пасхального подарка Марии Федоровне.
Кнопка звонка из золота, украшенная гильошированной эмалью и лунным камнем, диаметр 5,7 см, фирма Фаберже, Санкт-Петербург.
Кнопка звонка из золота, украшенная гильошированной эмалью, жемчугом, рубинами и розовым топазом, длина 7,4 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1902 г.
Кнопка звонка, украшенная позолотой, гильошированной эмалью и рубином, диаметр 5 см, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Кнопка звонка, украшенная позолотой, гильошированной эмалью и халцедоном, диаметр 4,6 см, мастер Андерс Невалайнен, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Двойная кнопка звонка из позолоченного серебра, украшенная гильошированной эмалью и лунным камнем, длина 7,5 см, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Двойная кнопка звонка в виде слоников с рубиновыми и бриллиантовыми глазами на качелях, золото, эмаль, нефрит, агат, бовенит, гильошированная эмаль, длина 9 см, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1910 г.
Двойная кнопка звонка из нефрита в позолоченной оправе с белой эмалью, бриллиантами, гранатом и лунным камнем, длина 11 см, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Двойная кнопка звонка в форме краба из серебра с панцирем из голубого халцедона и глазами-кнопками из лунного камня, длина 12,3 см, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1911-1912 гг.
Кнопка звонка с корпусом из бовенита в оправе из золота с розовой гильошированной эмалью и лунным камнем, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Кнопка звонка из нефрита в оправе из позолоченного серебра с лунным камнем, высота 5 см, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1910 г.
Кнопка звонка, украшенная чередующимися полосами белой непрозрачной и красной полупрозрачной гильошированной эмалью, кнопка из лунного камня окружена жемчужинами, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1890-1903 гг.
Тройная кнопка звонка в виде трех слонов на подставке из бовенита, кнопки: сапфир, лунный камень, рубин, длина 10 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Кнопка звонка из палисандра в оправе из позолоченного серебра с гильошированной эмалью и гранатом, мастер Виктор Аарне, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Кнопка звонка из серебра на подставке из березы с рубиновым кабошоном, мастер Андерс Невалайнен, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Кнопка звонка из бовенита в оправе из золота с бриллиантами и рубином, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1895-1899 гг.
Кнопка звонка из золота с розовой гильошированной эмалью и лунным камнем, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1908-1917 гг.
Кнопка звонка в стиле модерн в виде нимфы, опирающейся на родонитовый купол, серебро, родонит, лунный камень, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Кнопка звонка в виде серебряной совы на нефритовой подставке с глазами-кнопками из тигрового глаза, мастер Юлиус Раппапорт, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1899-1908 гг.
Кнопка звонка из халцедона с накладкой из позолоченного серебра с эмалью и лунным камнем, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1899-1903 гг.
Кнопка звонка из родонита с бриллиантами и лунным камнем, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1910 г.
Кнопка звонка из двухцветного золота с гильошированной эмалью и сапфиром, мастер Виктор Аарне, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Кнопка звонка из позолоченного серебра с зеленой гильошированной эмалью и бериллом, вероятно, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург.
Кнопка звонка из палисандра в оправе из позолоченного серебра с бериллом, фирма Фаберже, Москва, 1899-1903 гг.
Кнопка звонка из позолоченного серебра, украшенного перегородчатой эмалью, с нефритовым кабошоном, вероятно, работы Федора Рюккерта, Москва, 1908-1917 гг.
Историческая справка.
Для получения электричества во второй половине XIX века использовались динамо-машины, приводимые в действие паровыми двигателями или течением речной воды. Первая крупная электростанция в России была построена в 1888 году в павильоне из стекла и металла в одном из внутренних дворов Нового Эрмитажа, который с тех пор носит название Электродвор. Эта «фабрика электричества» 15 лет считалась самой большой по мощности в Европе. Электростанция занимала площадь 630 м² и была оснащена шестью котлами, четырьмя паровыми машинами и двумя локомобилями (передвижной паровой двигатель). Станция поддерживала питание примерно 5000 ламп накаливания, а после модернизации к 1893 году ее мощности хватало для работы 30 тысяч ламп накаливания. Одну из первых гидроэлектростанций построили на реке Большая Охта в Петербурге в 1895 году, а двумя годами позже появилась электростанция в Москве, дававшая уже всем нам знакомый переменный ток.
Машинный зал электростанции в Зимнем дворце, 1901 г.
Роскошь, конечно. Домашние кондитеры могут позаимствовать дизайн для оформления тортов
Вот слова настоящей рукодельницы))
А ведь и в самом деле некоторые похожи на пироженки
Когда есть спрос, будут и предложения. А фантазия у ювелиров-мастеров на высшем уровне! Даже не представляла, что обыкновенную кнопку от звонка можно было так ювелирно оформить! Красота необыкновенная, все кнопочки чудесные! Спасибо,, Верочка, без Вас я бы этого не знала и не увидела столько изумительной красоты !
Спасибо, Зоя! А мне бы без вас и показать эту красоту было бы некому))
Верочка, Вы шутите! Кроме меня Вас смотрит весь форум. Только им лень писать комментарии.
Спасибо, Зоя! Лень и меня периодически одолевает))
Новая для меня информация. Спасибо! Ведь можно же совершенно утилитарную вещь сделать произведением искусства!
Как оказалось — да. Но и времена были другие. Электричество было роскошью, и кнопочки этой роскоши соответствовали)
Надо же как тема электрическая отозвалась))) — два раза у нас свет отключали, причём надолго. Действительно, разнообразие и красота впечатлили — все понравились, очень изысканно ))) А тройная кнопка напомнила мне телефон-коммутатор с клавишами — у начальства в кабинете и у секретаря стоял)).
Забавная ассоциация с коммутатором))
Этот тройной звоночек явно не у простого человека стоял)
И хотя по его происхождению у меня нет никакой информации, но в те времена к геральдике относились с большим пиететом. Хозяин был явно из царской семьи))
Такие милые вещицы! Понимаю, что сейчас они как бы и не к чему, но представляю, как красиво бы они смотрелись на письменном столе… Не на моем, конечно. Изящные, красивые, дорогие...
Точно — милые, как уже было здесь замечено, некоторые из них напоминают нарядные кексики)