Кастеллани – украшения в археологическом стиле
XIX век можно назвать временем великих археологических открытий. Раскопки Помпей и Геркуланума, начались еще в XVIII веке и продолжаются по сей день. На Крите археологом-любителем Миносом Калокериносом в 1878 г. были открыты остатки Кносского дворца. В Египте молодой французский египтолог Франсуа Огюст Мариэтт раскопал в Саккаре вырубленных из цельного куска гранита священных быков Аписа, а английский египтолог Уильям Петри занимавшийся исследованием пирамид в Гизе, опубликовал свою книгу в 1883 г., которая была распродана в течение нескольких месяцев, несмотря на то, что предназначалась специалистам-египтологам. Генрих Шлиман прославился находками в Малой Азии, где в 1873 году обнаружил «Клад Приама», а также на Пелопоннесе, где в 1876 году открыл царские гробницы в Микенах. И в это же время археологи исследуют древние города культуры майя, которые впервые описал в 1839 году американский путешественник и писатель Джон Ллойд Стивенс вместе с английским архитектором и художником Фредериком Катервудом. Этот перечень далеко не полон, но и он дает представление об интересе европейского общества к древней истории и ко всему, что с ней связано.
Художники и дизайнеры обращались к различным историческим периодам в поисках вдохновения. На волне этого интереса появились такие течения как неоренессанс, неоготика, которые еще называют историзмом. Также велик был интерес к воспроизведению произведений искусства ранних эпох с исторической точностью - подход, который проявился в так называемых археологических украшениях, основанных на образцах из археологических раскопок. Ювелирные изделия этого периода часто выполнены в этрусском, древнеримском, раннехристианском, византийском и средневековом стилях.
Фирма Кастеллани в Риме стала одной из первых специализироваться на украшениях в археологическом стиле. Основанная Фортунато Пио Кастеллани в 1814 году, компания управлялась затем его сыновьями Алессандро (1823–1883) и Аугусто (1829–1914) и существовала вплоть до закрытия в 1927 году. Их магазин находился в нескольких шагах от римского фонтана Треви и привлекал как знатоков, так и любителей моды.
Вдохновленный археологическими находками, обнаруженными в Италии, Фортунато Пио Кастеллани начал создавать украшения в этрусском стиле в середине 1830-х годов. Дизайн украшений создавался с использованием техники грануляции, гравировки драгоценных камней, эмали и микромозаики. Кастеллани изучал и возрождал древние методы ювелирного дела и использовал их в своих украшениях.
В 1860-х годах Алессандро Кастеллани открыл дочерние магазины в Лондоне и Париже и ювелирную мастерскую в Неаполе. Украшения от Castellani приобрели огромную популярность в высших кругах европейского общества, и успех фирмы побудил многих ювелиров, в том числе Карло Джулиано, работать в аналогичном историческом направлении.
Золотая подвеска с древней монетой - тетрадрахмой Арсинои II (316-270 г. до н.э.), царицы Фракии и Македонии, а затем и Египта, приписывается Фортунато Пио Кастеллани, около 1850 г.
Украшения в археологическом стиле от Castellani на Международной выставке 1862 года в Лондоне.
Брошь с греческим крестом, золото, микромозаика, диаметр 3,2 см, Castellani, около 1860 г., из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк. Микромозаики Кастеллани были созданы под руководством Луиджи Подио, который руководил мозаичной мастерской с 1851 по 1888 год.
Золотой браслет с геммами из полудрагоценных камней, Castellani, 3 х 4 см, около 1860 г., из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк
Золотой кулон в византийском стиле в виде масляной лампы, Castellani, около 1870 г., из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк
Золотой браслет, Castellani
Золотой браслет в стиле «миллефьори», Castellani, около 1860 г., из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк
Золотое ожерелье с кистями и кулон с камеей «Вуаль Вероники», Castellani, около 1870 г., из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк
Золотая брошь «Медуза» с микромозаикой, Castellani, до 1888 г.
Золотое ожерелье с бахромой из золотых листьев и стеклянных виноградных гроздьев, Castellani, около 1880 г.,из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк
Золотая брошь с агатом, длина 7 см, Castellani, около 1860 г., из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк
Золотая брошь в виде головы барана, Castellani, около 1870 г.
Золотая брошь с микромозаикой, диаметр 2,7 см, Castellani, около 1860 г.
Золотое ожерелье и серьги с аметистом в этрусском стиле, Castellani, около 1865 г.
Золотая подвеска с микромозаикой, Castellani, около 1860 г. Подвеска выполнена в виде буллы (древнеримский амулет, который носили на шее как медальон для защиты от злых сил) с изображением раннехристианского символа, означающего монограмму Христа и букв греческого алфавита – «альфа» и «омега», как к метафора Бога, символизирующего начало и конец.
Нож для бумаги, украшенный эклектичной смесью раннехристианских, классических и средневековых мотивов, длина 26 см, Castellani, около 1863 г., из собрания музея Метрополитен, Нью-Йорк
Золотое ожерелье в этрусском стиле с бахромой из золотых капель в форме вазы и круглых звеньев с микромозаикой, Castellani, около 1870 г.
Золотая брошь «Миллефьори», диаметр 5,1 см, Castellani, около 1860 г.
Золотой браслет со скарабеями из сердолика, Castellani, около 1860 г.
Золотое ожерелье в этрусском стиле с бахромой из золотых капель в форме амфоры и звеньев с микромозаикой, Castellani, около 1875 г.
Золотая брошь с микромозаикой, Castellani, около 1865 г.
Золотые серьги в греческом стиле, Castellani
Золотая брошь со старинной камеей из глазурованного стеатита (мыльный камень) в оправе XIX века, Castellani, в собрании музея V&A, Лондон
Золотой кулон с микромозаикой с изображением Христа-Пантократора по мозаике XII века в церкви Сан-Клементе в Риме, Castellani, в собрании музея V&A, Лондон
Даже не думала, что есть такой стиль, спасибо за просвещение, Вера! Некоторые вещицы очень даже современны, например, брошь с агатом — я бы носила)))))
Особенно хороши ожерелья. Царская роскошь))
Это верно, но при этом они тоже выглядят современно и это удивительно!!
Это вечная классика. Все повторяется. Такие ожерелья в моде и сейчас. Я их видела на венецианских портретах 15-16 века, а ведь нечто подобное находили и в древних захоронениях до н.э.
И снова Вы откопали что-то любопытное, новое для меня… Всё интересно! Микромозаика — это круто! А брошь с агатом очень современная
По микромозаике набирается отдельная тема. Очень интересные есть вещицы)) Брошь с агатом очень интересная — похожа на глаз)
Красота!!! Ожерелья чудесные, и нож, и браслеты!!! Микромозаики очень интересные, и вообще все вещи замечательные)) Спасибо, очень интересно!!
Спасибо! Рада, что этот топик удался))
Спасибо, Вера! С удовольствием присоединяюсь ко всему озвученному ))) И про познавательный контент, тоже об этом не знала. Хотя волна популярности археологических находок, путешествий, магических артефактов (здорового и не очень авантюризма), конечно, накрыла надолго и Старый, и Новый Свет. Все работы «пропитаны» вдохновением от прикосновения к древним сокровищам. Ожерелья и браслеты чудесны, техника микромозаики — вообще фантастика - сразу вспоминается история про блоху. Очень сбалансированные пропорции как изделий, так и рисунков. Вера, Вы не зря копали )))
Копала, копаю и буду копать))
А для любителей микромозаики завтра будет отдельный пост, рассчитанный на снос крыши))
Я в восхищении, еще один познавательный пост! Хочется сказать — Какой сегодня чудесный улов! Понравились все сокровища с метрополитена. Микромазаика — чудо! Верочка, спасибо
Зоя, спасибо! Исторические вещи всегда интересны. Мне сразу приходит на ум Агата Кристи, хотя, конечно, она жила гораздо позже. Такой вот фокус памяти))
Нет слов, как хороши украшения.Особенно понравились ожерелья, и браслеты.Интересные работы, и очень красиво исполнены.Спасибо, Верочка.
Леночка, спасибо! Да, это были лучшие мастера своего времени в этом стиле. Теперь во всех статьях других мастеров с ними сравнивают: не хуже, чем; почти как...
Дорогая Вера! Отличный пост! Вы, как всегда-молодец! Сразу же захотелось бегом в Метрополитен Музей!
Спасибо, Инесса! Очень хочется в Метрополитен!
Вот, как несправедливо устроен мир! Я могу в любую минуту туда поехать, но бываю нечасто, а Вы мечтаете об этом музее, и не имеете возможность его посетить!
Ничего) Зато я могу побывать в Эрмитаже. И всегда использую возможность посетить музей в местах, где я бываю_
И это правильно! А я в Эрмитаже не была лет 50!
Цифра впечатляет)) Будем рассчитывать на следующие 50))