Мастера эпохи Ар-деко. Эдгар Брандт
Эдгар Брандт (1880 – 1960) - старший из двух детей Бетси Эммы Бас и Чарльза Хаага Брандта, родился в канун Рождества 1880 года в Париже. В возрасте тринадцати лет Брандт был принят в престижную школу-интернат Ecole Nationale Professionnelle de Vierzon, техническую школу недалеко от Парижа. Школа готовила квалифицированных рабочих, промышленных дизайнеров, заводских технологов и мастеров. Школа была разделена на две мастерские - металлообрабатывающую и столярную. Брандта поместили в мастерскую по изготовлению изделий из металла, где он изучал традиционные методы ковки.
Эдгар окончил Ecole Nationale Professionnelle de Vierzon в 1898 году, после чего два года прослужил в армии. Вскоре после службы, в 1903 году Брандт открыл собственное небольшое ателье, где смог применить свои навыки в области металлообработки, создавая небольшие изделия из серебра: украшения, кольца, кресты и броши. Это был во время расцвета стиля модерн. Брандта вдохновили работы Луи Мажореля, который создавал дизайн интерьеров, мебели, светильников того времени, объединяя в своих работах металл, дерево и стекло.
Зеркало, высота 62,8 см, орех, патинированное железо, Э. БРАНДТ.
В 1903 году Брандт дебютировал в обществе изящных и прикладных искусств, выставив свои работы в Salon des Artistes Decorateurs. Участие в выставках и положительные отзывы критиков способствовали получению крупных заказов. Один из первых таких заказов - парадная лестница в Hotel de Ville в Эвилле. Получение архитектурных заказов, таких как дверь посольства Франции в Брюсселе, лестница Эскалье Моллиен в Лувре, лестницы и перила балкона Большого муниципального театра в Нанси, позволили Брандту расширить производственные мощности.
Лестница Эскалье Моллиен, Лувр, Париж
В начале Первой мировой войны в Брандт был призван на службу. Учитывая его выдающиеся инженерные способности и навыки металлообработки, его привлекли в разработке французского вооружения. И в этой обрасти он сделал ряд значительных усовершенствований и изобретений.
Эдгар Брандт, художник-кузнец, за чертежным столом, 1925 год.
После войны Брандт осуществил свои самые известные проекты в качестве дизайнера, каждый год выставляя свои работы в Осеннем салоне. В 1919 году он расширил свой бизнес и, наняв архитектора Фавье, построил новое здание на углу бульвара Мюрат и улицы Эрлангер. В нем он создал выставочный зал для своих работ.
Выставочный зал Брандта на бульваре Мюрат, 1923 год.
Пик карьеры Брандта пришелся на 1920-е годы. Стильные входы в магазины в Париже и освещение были важной частью его творчества. Вдобавок, с ростом количества радиаторов в домах, он начал выпуск элегантно оформленных экранов. На протяжении всей остальной карьеры он создал множество проектов: от железных ворот и каминных решеток до консольных столов.
Настольная лампа «Кобра» с плафоном от DAUM NANCY, высота 50,7 см, Э. БРАНДТ, около 1925 г.
Настольные лампы «Grand Depôt», прозрачное и матовое стекло, посеребренный металл, Рене Лалик и Эдгар Брандт.
Светильник из позолоченной бронзы и алебастра с цветочным навершием на восьмиугольном мраморном постаменте, Э. БРАНДТ
В1925 году французское правительство решило провести Международную выставку художественного декора и современной промышленности, чтобы придать новый импульс развитию Франции, сильно пострадавшей во время Первой мировой войны. На ярмарке действовали строгие правила, поощрявшие оригинальность и новое мышление; не допускались репродукции, имитации предыдущих стилей, наступило время Ар-деко. Ярмарку устроили в центре Парижа, причем две трети земли были отведены под французские павильоны. Оформление парадного входа La Porte d'Honneurбыло поручено архитектору Фавье и Эдгару Брандту, который представил на выставке не только свой стенд, но и множество работ для оформления других помещений: двери, ворота, лестничные перила, столы, люстры, лампы, бра и вывески.
La Porte d'Honneur, 1925 год.
Решетки Центрального входа Porte d'Honneur выставки 1925 года, Париж
Обратите внимание на мотив фонтана, который Брандт использовал для оформления решетки. Этот же мотив повторялся на одном из самых популярных его творений – раздвижной ширме, представленной в экспозиции Брандта. Этот образ стал настолько популярным, что его широко цитировали в то время на обоях, этикетках, тканях и даже театральных декорациях. Фирма Guerlain использовала мотивы фонтана и листьев для упаковки своего знаменитого парфюма L'Heure Bleue. Дизайн экрана даже был адаптирован в качестве фона для шоу Фоли-Бержер 1926 года.
Самая известная работа Эдгара Брандта, созданная в сотрудничестве с Анри Фавье - экран «Oasis» из 5 панелей; аппликация из кованого железа и позолоченного металла, высота 181,6 см. Экран «L'Oasis» по сей день считается технически и эстетически непревзойденным шедевром кузнечного мастерства и символом эпохи ар-деко.
Каминный экран с мотивом фонтана, патинированное кованое железо, 96 x 125,7 см, Э. БРАНДТ.
Подставки для книг в виде пеликанов, пьющих из фонтана, патинированное кованое железо, высота 17 см, Э. БРАНДТ.
Стенд Брандта на выставке Exposition des Arts Décoratifs et Industriels Modernes 1925 года, Париж.
На стенде были представлены все самые популярные изделия, выпускавшиеся предприятием Брандта: центральный стол из мрамора и кованными деталями подстолья, решетка у стены, ваза в нише, торшеры и бра, люстра, консольный стол у зеркальной стены, зрительно увеличивавшей пространство. Все это вместе создавало гармоничный интерьер, задуманной как вестибюль.
Стеклянная ваза в оправе из патинированного кованого железа, высота 42 см, DAUM и E. BRANDT. Похожая ваза украшает стол у зеркальной стены стенда.
Ворота «DIANE ET LA BICHE» (Диана и олень), из патинированного кованого железа и позолоченной бронзы, изготовленные примерно в 1926-1927 годах, по своему дизайну похожи на решетку, выставлявшуюся на экспозиции Брандта в 1925 году.
Эдгар Брандт входил в комитет по планированию ярмарки 1925 года, был судьей отдела металлообработки, и его работы не участвовали в конкурсе. Тем не менее экспозиция принесла Брандту международную известность. Работа Брандта была отмечена Американской ассоциацией архитекторов, которая приняла его в почетные члены в 1929 году.
Декоративное дерево, патинированное кованое железо, высота 125 см, Париж, Э. БРАНДТ, около 1925 г..
Одно из таких деревьев было изготовлено для компании по производству шелка Cheney Brothers, которая предложила Эдгару Брандту престижный американский заказ - дизайн первых трех этажей новой штаб-квартиры шелковой компании в Нью-Йорке в Мэдисон-Белмонт-билдинг (Мэдисон-авеню и 34-я улица). В большой заказ вошли многочисленные внешние элементы: входные двери из кованого железа и позолоченной бронзы, которые снова развивали тему фонтана и листьев, изображенных на экране «Оазиса», оконные рамы и решетки, а также внутренние решетки, зеркала и подставки для дисплеев. В дополнение к решеткам для демонстрации тканей Брандт создал причудливые деревья из кованого железа. В этом дендрарии не было двух одинаковых деревьев. Все металлические изделия Брандта для этого проекта были изготовлены во Франции в его ателье на бульваре Мюрат и отправлены в Нью-Йорк.
Большой консольный стол на мраморном основании, патинированное кованое железо, мрамор Portor, Э. БРАНДТ.
Консольный стол «Альтесс», патинированное кованое железо, мрамор, 92,1 x 157,5 x 61,6 см, Э. БРАНДТ.
Консольный стол, патинированное кованое железо, мрамор, 92 x 165 x 25,4 см, Э. БРАНДТ.
Консольный столик и зеркало, патинированное кованое железо, мрамор, консоль 76 x 76 x 39 см, зеркало 106 х 72 см, Э. БРАНДТ.
После успеха Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства 1925 года Эдгард Брандт открыл свою галерею на бульваре Малешерб, где на нескольких уровнях были выставлены художественные изделия из металла, мебель, предметы декора, скульптуры, светильники. В этот период он сотрудничал с производителями Daum и Lalique, Fonderies de Brousseval, производящими чугунные радиаторы для центрального отопления. В его галерее выставлялись также работы других мастеров. Галерея Брандта стала первой галереей декоративного искусства в Париже. Вскоре Эдгар Брандт открыл второй выставочный зал в Лондоне и филиал «Ферро Брандт» в Нью-Йорке.
С началом Второй мировой войны Эдгар Брандт с семьей перебрался в Швейцарию. Умер Брандт в 1960 году в Женеве на восьмидесятом году жизни.
Каминный экран со стеклянными вставками, патинированное кованое железо, 99 x 72 см, Э. БРАНДТ, около 1925 г.
Шкатулка-сейф из кованого железа, ажурная верхняя часть украшена стилизованными листьями, интерьер из розового дерева, Э. БРАНДТ. Шкатулка была дипломатическим подарком, который был преподнесен королю Египта Фуаду I в 1927 году вместе с памятной книгой, подписанной тогдашним премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре.
Каминный экран «Петух», патинированное кованое железо, 108 x 102 см, Э. БРАНДТ, около 1930 г.
Каминный экран «Лань» с вставкой из травленого стекла, патинированное кованое железо, 94,6 x 75 см, Э. БРАНДТ, около 1925 г.
Пара кованых подставок для книг в стиле ар-деко с сидящими газелями среди листвы, Э. БРАНДТ, около 1925 г.
Часы Жозефа Аурикоста в оправе из посеребренного железа и нержавеющей стали на мраморной подставке, 29,6 x 30,8 x 14,9 см, Э. БРАНДТ.
Кашпо с изображением орла и с ручками в виде змей, Э. БРАНДТ, около 1922 г.
Стеклянный фонарь в патинированной металлической оправе с ажурным орнаментом, высота 63,5 см, Э. БРАНДТ, около 1925 г.
ну просто очередное: ВАУ!
Вера, спасибо за открытие очередного имени. Удивительный мастер! Мастер своего дела...
Это да. Работы восхитительные. Мне такого маленького консольного столика в прихожую не хватает))
боюсь нам всем такого столика не хватает...
В руках талантливого мастера и железо становится драгоценным металлом! Вера, спасибо!
Лучше не скажешь)))
Какие красивые, изящные вещи! Вот что может сделать талант с металлом! Под впечатлением нахожусь!
Мне всегда нравилась мебель из кованого железа. А тут, к тому же, очень изящные художественные работы))
Чарговае дзякуй! Ёсць рэчы вельмi цiкавые!
А некоторые вполне современные. Каминные решетки уже не актуальны, а вот столы вполне соответствуют современным интерьерам)
Просто эти решётки для глубоких каминов, либо ещё предполагалась более мелкая сетка- искроуловитель (для экрана с фонтаном и петухом).
Точно, мелкая сетка кое-где видна.
Какой грандиозный мастер! В его руках метал превращался в кружево! Спасибо, Верочка за интересное жизнеописание и работы этого великого удивительного мастера эпихи Ар-деко. Какой плодотворный, такое количество изумительных работ. Такой талант один на миллион !!!
Спасибо, Зоя! Вы угадали название следующей темы)) У меня те же ассоциации с кружевом))
Здорово! Сегодня крупные формы, живой даже экспрессивный дизайн (орёл, «загнанный» змеями очень необычный сюжет), великолепный петух — так и вижу в языках пламени. Экран «Оазис» удивительно изящный при всей брутальности размеров и материала. Спасибо, Вера, большое! Даже чертёжной доской такой пользовалась )))
Да, чертежная доска вызывает ностальгические воспоминания)) Двадцать пять дет назад конструкторы еще стояли у кульманов))
Петух хорош… Да мне все орнаменты нравятся — изящно, лаконично, современно. Последний фонарь с птицами — видела где-то картинку такого зажженного фонаря — очень красиво. Но потеряла ее)
Да, фонарь выглядит легко, ажурно, хотя вещь по материалам и размерам полновесная)))
Всегда любовалась металлическими кружевными оградами в Ленинграде! Работы Эдгарда Брандта поразили изяществом - Лестница Эскалье Моллиен в Лувре, настольная лампа «Кобра», центральный стол из мрамора и кованными деталями подстолья на выставке Exposition des Arts Décoratifs et Industriels Modernes 1925 года в Париже, консольные столики… Особо хочется отметить декоративное дерево — оно словно воздушное! Впечатляет до глубины души! Спасибо, Вера, за новый рассказ и за новую порцию красоты!
Спасибо, Людмила! Столы в этой подборке — мои любимцы, но еще красивее — решетки. Это уже в следующей подборке.