Сетчатый фарфор Джорджа Оуэна
Эта исключительная ваза - результат уникального сотрудничества двух лучших мастеров Royal Worcester, создана в 1899 году. Джордж Оуэн создал прекрасную большую вазу с характерными сотами. Декор в виде лепного фазана с позолотой создал Эдвард Солтер (1860-1902), прекрасный художник и искусный позолотчик.
Работы английского гончара Джорджа Оуэна (1845-1917), который усовершенствовал производство изделий с сетчатыми стенками на Королевской Вустерской мануфактуре вызывают удивление и восхищение. Его практически ювелирные работы по созданию тонкостенных ажурных сосудов пользовались огромной популярностью среди покупателей. Его методы считались коммерческой тайной, а сам Оуэн соблюдал крайнюю конфиденциальность в своей работе.
Начав свою карьеру в июне 1859 года в возрасте 13 лет, Джордж Оуэн сначала работал «прижимщиком фарфора» в отделе орнаментов, где ему было поручено прорезать отверстия с использованием формованного контура в фарфоровых изделиях, имитирующих продукцию Севра. Увлечение Оуэна резным фарфором, которое стало делом его жизни, побудило его начать работу над усовершенствованием технологии сетчатого фарфора, производимого Royal Worcester. Ему удалось освоить создание сетчатых сосудов с двойными стенками. Такие изделия стоили исключительно дорого из-за высокого риска повреждения в результате многократного обжига.
Чайник с двойными стенками работы Джорджа Оуэна, Royal Worcester, около 1885 г.
Этот чайник, по-видимому, является ранним экспериментальным изделием, сделанным из слоев белой и голубой глины, чтобы получить цветную внутреннюю стенку. Осталось лишь небольшое количество таких произведений, хотя изготовлено было около 300 штук.
Кувшин с двойными стенками работы Джорджа Оуэна, Royal Worcester, 1879 г.
«Шелковая» фарфоровая шкатулка работы Джорджа Оуэна, высота 21 см, Royal Worcester, 1910 г.
Украшение этой шкатулки включает в себя очень тонкую сетку с уникальными бордюрами и панелями из сот. Это пример необычной «слепой» сетки, где техника двойных стенок использовалась для создания тонких перфорированных рисунков на фарфоровой основе, при этом два слоя соприкасаются, создавая «слепой» эффект.
Сетчатый фарфоровый флакон для духов с двойными стенками работы Джорджа Оуэна, высота 6 см, Royal Worcester, около 1880-1890 гг.
Хотя другие мастера создавали сетчатый фарфор и до Джорджа Оуэна, ни один из них не достигал такого высочайшего качества в своей работе. Оуэн тщательно оберегал секреты своего мастерства, работал инструментами собственного изготовления и убирал их в стол, если кто-то входил в его мастерскую. Используя циркуль и кронциркуль, Оуэн тщательно измерял окружность сосуда, размечая места надрезов. Затем осторожно вытягивал деталь после вырезания контура. Работа над большими вазами могла занимать несколько месяцев, часто изделие возвращалось в «мокрый ящик», чтобы глина не высыхала. Бесконечное терпение, скрупулезность и мастерство Оуэна усовершенствовали эту, по сути дела, древнюю технологию и позволили достичь в ней непревзойденного совершенства.
Фляга пилигрима с двойными стенками работы Джорджа Оуэна, высота 15,2 см, Royal Worcester, около 1890 г.
Ваза работы Джорджа Оуэна, расписанная Гэри Чеаром, высота 14,6 см, Royal Worcester, 1897 г.
Ваза работы Джорджа Оуэна, расписанная Джорджем Филлипсом, высота 16 см, Royal Worcester, 1909 г.
Ваза с крышкой работы Джорджа Оуэна, высота 32 см, Royal Worcester, 1910 г.
Ваза с ручками в виде дельфинов работы Джорджа Оуэна, высота 8,5 см, Royal Worcester, конец XIX века.
Кувшин работы Джорджа Оуэна, высота 17 см, Royal Worcester, 1899 г.
Кувшин работы Джорджа Оуэна, высота 17 см, Royal Worcester конец 1912 г.
Пара ваз работы Джорджа Оуэна, высота 18,2 см, Royal Worcester, 1889 г.
Сетчатая ваза в форме лампы исламской мечети работы Джорджа Оуэна, высота 18,2 см, Royal Worcester, около 1909 г.
Овальная ваза с крышкой работы Джорджа Оуэна, высота 18,2 см, Royal Worcester, 1904 г.
Фарфоровая шкатулка с крышкой работы Джорджа Оуэна, высота 10,5 см, Royal Worcester, 1912 г.
Фарфоровая ваза работы Джорджа Оуэна, высота 22 см, Royal Worcester, 1909 г.
Сетчатая фарфоровая ваза с крышкой работы Джорджа Оуэна, высота 15,7 см, Royal Worcester, 1909 г.
Маленькая фарфоровая шкатулка с крышкой работы Джорджа Оуэна, высота 7,5 см, Royal Worcester, 1904 г.
Фарфоровый кувшин с пробкой в восточном стиле работы Джорджа Оуэна с уникальным сетчатым авторским узором, высота 36,8 см, Royal Worcester, 1882 г.
Сетчатый фарфоровый кувшин работы Джорджа Оуэна, высота 20,7 см, Royal Worcester, 1909 г.
Ваза работы Джорджа Оуэна, высота 14,8 см, Royal Worcester, 1899 г.
Сетчатая фарфоровая ваза работы Джорджа Оуэна, высота 16,5 см, Royal Worcester, 1912 г.
Сетчатая фарфоровая тацца работы Джорджа Оуэна, высота 12,3 см, Royal Worcester, 1910 г.
Сетчатая фарфоровая ваза работы Джорджа Оуэна, расписанная Гэри Чеаром, высота 21 см, Royal Worcester, 1898 г.
Сетчатая фарфоровая ваза в виде бокала работы Джорджа Оуэна, высота 20 см, Royal Worcester, 1911 г.
Джордж Оуэн в своей мастерской, около 1900 г.
Компания Royal Worcester предоставила магазинам несколько таких фотографий Джорджа Оуэна за работой, чтобы убедить своих покупателей в том, что вазы действительно были перфорированы вручную. Поскольку Оуэн никогда никому не позволял видеть себя за работой, он согласился позировать для серии постановочных фотографий, используя уже обожженные вазы.
Интересно, спасибо! Особенно поразил полностью сетчатый кувшин. У меня вопросы появились, Вера. Он кому-то передал свое мастерство? Сейчас такие изделия выпускаются? Технология прежняя? Спасибо, Вера!
В одном источнике прочитала, что Оуэн даже сыну не открывал секреты своей работы, хотя тот работал на той же фабрике. Исследователи сходятся на мнении, что его технология схожа с китайской, а секрет совершенства его работ в твердости руки, невероятном глазомере и наработанным с годами опыте. В то время многие фабрики выпускали сетчатый фарфор. Но эти работы — лучшие из лучших. В Англии того времени в этой технике работали компании Грейнджерс и Дерби. Ну и в континентальной Европе Севр и Мейсен. Вряд ли такие работы делают сейчас. По крайней мере я не видела ничего подобного. Не то время, не та мода. Запредельная стоимость работ.
Спасибо!
Вера, это просто фантастика! Такое мастерство, точность и твердость руки невероятная! Мне вот тоже интересно, передал ли он в итоге свои секреты кому-нибудь? очень жаль, когда нет продолжателей такого поразительного мастерства. А работы действительно поражают воображение.
Время идет, а мода проходит. Через какое-то время она вернется, появится новый Оуэн) На такую работу должны быть покупатели. Все-таки это месяцы кропотливого труда при постоянном риске неудачного обжига или другого брака. Соответственно и стоимость космическая)
Какая красота!
Спасибо, Марина!
Непревзойденный мастер анлийский гончар Джордж Оуэн! Как можно было создавать такие ювелирные шедевры из хрупкого фарфора - это за гранью моего понимания ! Весь секрет мастерства этого великого гения в его бесконечном терпении, скрупулезности, твердости руки, невероятном глазомере и наработанном опыте. Секрет мастерства через любовь к сыну не передается. Надо самому трудиться и нарабатывать свой опыт.Верочка, спасибо! Рассматривать эту красоту, да еще увидеть портрет гениального мастера — это было блаженство !!!
Зоя, спасибо! Я понимаю феноменальные достижения Оуэна совершенно так же. В нем совпали все качества, необходимые для такого мастерства — и талант, и свойства характера. Большое счастье, когда человек смог найти дело своей жизни и полность посвятить себя этому делу)
Спасибо большое, Вера! Присоединяюсь ко всем комментариям )) Очень впечатлительно))
Спасибо, Мелена! Хотелось бы больше узнать о жизни мастера. Если найду нужную информацию, снова вернусь к этой теме. Осталось еще много работ Оуэна, которые не вошли в эту публикацию)
Непременно)) Мы сидим, как в школе за партой, открыв рты от нового и интересного))
Фарфоровые кружева сказочно красивы; кажется, что эти изделия невесомы… однако же , как строг мастер!
То, что Оуэн был очень строгим и педантичным, видимо, тоже способствовало его успеху)
однозначно! Но хороший мастер -он же учитель, который научил своих последователей-учеников, а тут даже сыну «зажал» передать своё умение…
Мы — те, кто мы есть) далеко не у всех великих людей был хороший характер. Как раз наоборот))
о, да! В каждой избушке-свои погремушки, а у талантливых людей ещё и «тараканы» живут…(((
Спасибо большое! Любовалась изящными изделиями затаив дыхание, восхищению мастерству нет предела.
Спасибо! Это дорогого стоит)
Никогда не видела ничего подобного! Шокирована такой красотой! Вера, это просто фантастика!
за знакомство с таким талантищем и его творчеством!
Спасибо, Людмила! Такими произведениями искусства ( язык не поворачивается назвать их изделиями) невозможно не восхищаться))) разделяю все восторги)))
Да, действительно это изделия ФАНТАСТИЧЕСКОЙ КРАСОТЫ! Это работы фаната своего дела, очень талантливого художника… Дай Бог чтобы эти хрупкие произведения искусства сохранились как можно дольше для будущих поколений… СПАСИБО, ВЕРА!
Спасибо. Надежда! Это как раз то, что меня всегда поражает в старинных изделиях из стекла и фарфора — такие хрупкие вещи сохранились, пережив века. Моя посуда столько не выдерживает)
Если что-то сохранилось, пережив века, либо это было сразу супер-уникально и только посмотреть, либо немало было такой красоты. Недавняя потеря — трофейная немецкая тарелка (неудачно упаковала при переезде((
Очень обидно, сочувствую) с некоторыми вещами связано много воспоминаний)
Неловко за то, что бабушке и маме удалось сохранить, а у меня много чего утрачено, правда без них уже.
Ну что же… Ничто не вечно...
Красота невероятная!