Эмали Намикава Сосукэ
Намикава Сосукэ (1847–1910) – один из самых известных японских мастеров-эмальеров, получивший звание Тейсицу Гигейин (императорского художника) в 1896 году. Звание Тейсицу Гигейин присваивалось императорским двором только самым прославленным мастерам своего дела в разных областях художественного творчества. Мастера, получившие звание императорского художника, имели право изображать на своих изделиях герб императорского дома (мон) – шестнадцатилепестковую хризантему. Работы, отмеченные знаком хризантемы, часто преподносились в качестве дипломатических подарков в период Мэйдзи.
Пара ваз, украшенных полихромной перегородчатой эмалью, отмеченная хризантемой императорского двора, высота 43 см, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Именно Сосукэ впервые применил живописный стиль эмали (примерно в 1879 году), также известный как мусен-шиппо, беспроволочная эмаль, в которой перегородки либо отсутствуют, либо невидимы. Ему удавалось смешивать разные цвета и оттенки, создавая впечатление живописного изображения, но при этом в его работах использовалась и перегородчатая эмаль (юсен-шиппо), если этого требовала композиция.
Пара презентационных ваз, украшенных эмалью, высота 44 см, мастерская Намикава Сосукэ, около 1895-1897 гг., из коллекции Британского музея.
Эмалевый экран в деревянной раме, высота 99,3 см, до 1883 г., из коллекции Халили. Это панно – редкий пример раннего живописного стиля Намикава Сосукэ, выполненное в традиционной технике перегородчатой эмали, экспонировалось на выставке в Бостоне в 1883 году.
Поднос с изображением цапли по мотивам рисунков Ватанабэ Сэйтея в технике, имитирующей рисунок тушью, мастерская Намикава Сосукэ, 1890-1896 гг., из коллекции Халили.
Хотя Сосукэ часто копировал иллюстрации известных художников, таких как Ватанабэ Сэйтей (1851-1918), он и сам был великолепным художником. Его самая масштабная работа – тридцать два овальных эмалевых панно для зала аудиенций (зал цветов и птиц) гостевого дома дворца Акасака, которые он завершил незадолго до своей смерти после десяти лет работы.
Ваза с изображением цветущей вишни в технике мусен-шиппо, высота 30,5 см, мастерская Намикава Сосукэ, около 1895 г., из коллекции Халили.
Пара презентационных ваз, украшенных перегородчатой эмалью, высота 43 см, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Пара презентационных ваз, украшенных перегородчатой эмалью, высота 37 см, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Ваза, украшенная эмалью, с изображением двух чибисов, высота 25,7 см, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Эмалевый поднос с изображением черепахи с черепашонком по рисунку Ватанабэ Сэйтея, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Ваза, украшенная эмалью, с изображением двух куропаток, высота 36 см, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Эмалевый поднос с изображением ласточки, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Ваза с изображением цветущей вишни в технике мусен-шиппо, высота 39,5 см, мастерская Намикава Сосукэ, около 1895 г., из коллекции Халили.
Эмалевый поднос с изображением горы Фудзи в утреннем солнечном свете в технике мусен-шиппо, имитирующей рисунок тушью в стиле суми-э, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Эмалевый поднос с изображением бабочки, порхающей над цветами чертополоха, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Пара ваз, украшенных эмалью, с изображением цветов, высота 56 см, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Эмалевый поднос с изображением петуха в технике мусен-шиппо по рисунку Ватанабэ Сэйтея, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Эмалевый поднос в технике мусен-шиппо с изображением утки в полете на фоне луны, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX - начало ХХ века.
Пара ваз, украшенных эмалью, с изображением ворон на деревьях в манере, имитирующей рисунок тушью, высота 60 см, мастерская Намикава Сосукэ, около 1900 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Пара ваз, украшенных эмалью мусен-шиппо, с изображением цапель, высота 31,7 см, мастерская Намикава Сосукэ, около 1900 г.
Эмалевый поднос в технике мусен-шиппо с изображением птицы на цветущей ветке персика по мотивам картины художника семнадцатого века Кано Танью, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Эмалевый поднос в технике мусен-шиппо с изображением гусей в полете по дизайну Кинзана, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Ваза, украшенная эмалью мусен-шиппо, с изображением маков, высота 25 см, мастерская Намикава Сосукэ, около 1900 г.
Эмалевый поднос с изображением гусей по рисунку Ватанабэ Сэйтея,, мастерская Намикава Сосукэ, конец XIX века.
Эмалевый поднос с изображением голубя на заснеженной ветке, мастерская Намикава Сосукэ, около 1900 г.
Пара ваз, украшенных эмалью мусен-шиппо, с изображением с изображением карпов кои, высота 36 см, мастерская Намикава Сосукэ, около 1900 г.
Эмалевый портсигар с изображением цапли, мастерская Намикава Сосукэ, около 1900 г.
Эмалевый поднос с изображением фазана на цветущей ветке, мастерская Намикава Сосукэ, около 1900 г.
Какая фотографическая точность изображений! Если карпы, то реально плаващие, если птички на заснеженных ветках, то вот-вот взлетят! Великолепный художник, мастер-эмальер! Эти работы никого не оставят равнодушными. Одним словом непревзойденный мастер эмали Намикава Сосукэ! Спасибо, Верочка, понравились все работы !
И утки, и петухи — это настоящая живопись. Просто лучшее из лучшего! Техника эмали очень сложная, полное ощущение акврельного рисунка
Отличие японских художников, присущая только им: ярко, реалистично, и самая суть. Без лишних штрихов, фонов, красок. По крайней мере, я так воспринимаю шедевры японских мастеров. И как всегда с небольшой историей. Благодарю!
Спасибо, Оля! Вообще в Википедии есть довольно большая статья по этому мастеру. Но мне захотелось остановиться именно на его работах в технике мусен и как он сумел перенести живописный стиль в эмали. А Википедию можно почитать в любой момент)
Талант! На плоских предметах изображения впечатляют своим изыском и талантом художника, но как на объемных вазах все это рисуется… в голове как-то не сильно укладывается. Потрясающие предметы!
Впечатлили маки и голубь на заснеженной ветке. А поднос с цаплей... даже не верится, что это не простой рисунок тушью..
Да, я специально подбирала работы, близкие к живописи тушью и акварелью. Насколько это здорово воплотилось в эмали. И это совершенно уникальная техника, разработанная и доведённая до совершенства японскими мастерами. И никем больше)
Огромное спасибо, Вера! Всё просто чудесно — как я люблю)) Столько задумчивых цапель — даже растерялась с какой идентифицироваться)) Пожалуй, которая как рисунок тушью — просто и великолепно. А то, что все эти нежнейшие произведения — эмали...
Цапли тут все хороши! Вот и мне захотелось выбрать для себя образ. Пожалуй, я буду уткой на фоне луны))
Замечательно — взгляд вдаль, размах крыльев — само вдохновение))
Да-да, иногда никакие слова и не нужны))