«Ando Cloisonné» - японские эмали
Компания «Ando Cloisonné» — одно из старейших предприятий по производству перегородчатых эмалей в Японии, находится в провинции Овари, одном из первых центров производства эмали в стране. Основателями предприятия стали Андо Дзюбэй (Джусабуро) и Андо Дзюдзаэмон (Мацукити).
Ваза с тремя карпами из меди с серебряным ободком, высота 30 см, компания «Ando Cloisonné», около 1910 г., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Андо Дзюбей (1876–1953) родился в Нагое четвертым ребенком в семье, у него были три старшие сестры. Семья была зажиточной, Андо держали магазин под названием «Мурата-я» в Нагое. Родители Андо Дзюбея умерли в 1877 году, когда ему не было и года. Его старшая сестра вышла замуж за Андо Дзюдзаэмона. На рубеже XIX и XX веков, когда предметы японского искусства вошли в моду на западе, а техника перегородчатой эмали (Cloisonné) переживала период возрождения, Андо Дзюбей вместе с зятем создали компанию по производству перегородчатых эмалей, ориентированных на вкусы европейских и американских покупателей, которая вскоре стала успешной.
В 1893 году Андо Дзюдзаэмон посетил Всемирную колумбийскую выставку в Чикаго, где он воспользовался возможностью изучить рынок. В 1901 году Андо Дзюбэй отправился на международную выставку в Глазго, которая была его первой зарубежной поездкой, и на два года остался в Британии, чтобы изучать бизнес. Вернувшись в Японию, они пригласили Каваде Сибатаро (1856–1921) в качестве художественного руководителя студии. Сибатаро наряду с Намикава Ясуюки, Намикава Сосукэ и Хаяси Кодэндзи считаются мастерами, чьи технические инновации привели к «золотому веку японской перегородчатой эмали» в конце XIX века, в период, который называют эпохой Мэйдзи.
Ваза из медно-золотого сплава, известного как сякудо, украшенная эмалью с изображением глицинии, высота 31 см, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон). Эта элегантная ваза - одна из собственных работ Андо Дзюбея, подаренная мастером по случаю его визита в Музей Виктории и Альберта в 1910 году.
В 1918 году в компании работало не менее пятидесяти мастеров перегородчатой эмали. Компания получила звание поставщика императорского двора, эмали Андо преподносили в качестве государственных подарков. В главном магазине в Сакаэ есть небольшой музей компании «Ando Cloisonné». Изделия «Ando Cloisonné» хранятся в коллекциях Художественного музея Уолтерса и в Музее Виктории и Альберта.
Ваза с мотивом цветущей вишни и птиц, компания «Ando Cloisonné», около 1910 г., из коллекции Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением пиона, высота 30 см, компания «Ando Cloisonné», 1912-1926 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Пара ваз из меди с серебряным ободком, украшенных эмалью с цветами на бежевом фоне, высота 36,5 см, компания «Ando Cloisonné», 1912-1926 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная голубой эмалью с изображением хризантемы, горечавки и других цветов, высота 37,5 см, компания «Ando Cloisonné», 1912-1926 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная голубой эмалью с изображением хризантем, высота 36 см, компания «Ando Cloisonné», 1930-1940 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Ваза из меди с позолоченным серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением воробьев, летающих над кленами, высота 29,5 см, компания «Ando Cloisonné», 1900-1910 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Необычная ваза из меди с позолоченным серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением охотничьих собак, бегущих мимо церкви в европейском пейзаже, высота 31 см, компания «Ando Cloisonné», 1920-1940 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).Белая эмаль нанесена толстым слоем, чтобы имитировать фарфор. Декор напоминает голландскую посуду, изготовленную в Делфте во второй половине восемнадцатого века.
Ваза из меди с позолоченным серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением цветов, высота 24,4 см, компания «Ando Cloisonné», 1900-1910 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением цветов павловнии, высота 24 см, компания «Ando Cloisonné», 1910-1920 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон). Павловния имеет особое значение в Японии, где ее листья и цветы исторически использовались в качестве семейного герба императорской семьи, а затем и военного сёгуната.
Пара ваз из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением птиц на деревьях, высота 31 см, компания «Ando Cloisonné», 1912-1926 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Ваза из меди с позолоченным серебряным ободком, украшенная эмалью в стиле китайской пейзажной живописи с изображением храма среди сосен и скал на фоне тумана и горных вершин, высота 25 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная объемной эмалью с изображением цветущей фасоли, высота 37,5 см, компания «Ando Cloisonné», 1912-1926 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон). Участки растительного орнамента деликатно приподняты над поверхностью вазы, создавая элегантную трехмерную композицию.
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением амаранта, высота 36 см, компания «Ando Cloisonné», 1912-1926 гг., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Пара ваз из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением крабов среди тростника, высота 37 см, компания «Ando Cloisonné», конец ХIХ века.
Ваза из меди, украшенная эмалью с изображением журавлей среди облаков в стиле китайских императорских ваз, высота 31,5 см, компания «Ando Cloisonné», конец ХIХ века.
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением хризантем и цветов, высота 33,5 см, компания «Ando Cloisonné», начало ХХ века.
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением журавлей, высота 21 см, компания «Ando Cloisonné», начало ХХ века.
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением бабочек, высота 24,5 см, компания «Ando Cloisonné», начало ХХ века.
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением павлина, высота 36,7 см, компания «Ando Cloisonné», около 1910 г.
Большая ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением стаи чидори (ржанок), летящих над тростниками, высота 91 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г.
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением карпов, высота 18,5 см, компания «Ando Cloisonné», начало ХХ века.
Ваза из меди с серебряным ободком, украшенная эмалью с изображением хризантем и цветков сливы, высота 19 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г.
Андо Дзюдзаэмон, один из основателей компании
Главный магазин и музей в Сакаэ, Нагоя
В эти вазы невозможно не влюбиться! Эмаль, светящаяся изнутри как фарфор и ненавязчивые нежнейшие изображения цветов, рыб, бабочек. Японцы великие мастера, но очень трудные имена. Терпения и трудолюбия у них не занимать. Когда я смотрю на предметы искусства, созданные в Японии, у меня внутри рождается необъяснимая радость, хорошее настроение. Верочка, я благодарна Вам за это.
Да, именно такие впечатления и эмоции))
Спасибо, Зоя! Старинные японские эмали — это чудо. Особенно роспись — удивительное совершенствою
Вера, спасибо за показ и рассказ о таких великолепных шедеврах! Просто сердце замирает от такой фантастической красоты!
Спасибо, Наталья! Я такие вазы видела на выставке в Эрмитаже. Фантастическое впечатление. Рыбки, как живые. Вот-вот выпрыгнут из воды)
Спасибо, Вера, большое — всё как я люблю)) простые и гармоничные формы и лёгкий, как вздох, рисунок — в исполнении, достойном музейных коллекций и государственных подарков))) Восхитительно! В облике Андо Дзюдзаэмона мне прочитались самурайское терпение и упорство вместе с дзенской созерцательностью.
Жаль что не нашлось фото Андо Дзюбея. Чувствуется недосказанность подборки. А работы Чудо как хороши. Спасибо, Мелена!
Что Вы, всё замечательно) Мы с Вами каждый раз музеи посещаем)
Спасибо!
Японскую роспись можно рассматривать бесконечно! Настолько все реалистично, настолько все талантливо-ну просто сказка! Кажется, что моргни, и оживут птицы с карпами, а ветерок пошевелит лепестки хризантем и пионов…Формы ваз очень лаконичны, не вычурны, но настолько хороши! Я не поклонник дальневосточных культур, а вот именно живопись «задевает за живое». Верочка, спасибо огромное за эту сказочную подборку!
Такова эмаль — краски не потеряют яркость от времени. Совершенно удивительные эмали по цвету и гармонии композиций. Спасибо, Ирина!
Вера, спасибо большое за доставленное удовольствие от просмотра!
Спасибо, Людмила! Рада поделиться)
Что-то совершенно невероятное! Смотришь на вазы, видишь фарфор, а мозг взрывает информация, что это медь с эмалью… Но какая совершенная работа, рисунки трехмерные, даже не верится, что все это выписано в плоскости, вернее по объему ваз. Изящество формы в сочетании с изяществом рисунка..
Да, почти все вазы с гладкой эмалью. Только фасоль — с выпуклым рисунком. У каждой техники японской эмали есть свое название. Я сейчас задумала подборку японских эмалей со всеми видами техник и терминами. Но она потребует времени на сборку материалов.
Услада для души эти замечательные вазы. Как же они хороши! Смотришь на одну, думаешь, что прекраснее не может быть, а следующая ..... Форма ваз, рисунки на них, особенно рыбы (у японцев они всегда особые), расположение сюжетов, цветовая гамма - все совершенно!!! Спасибо!
Абсолютно согласна) Роспись ваз просто совершенна, а рыбы — мой любимый сюжет, хотя и птицы и цветы прекрасны. Никто не достиг такой идеальной реалистичности в изображении рыб как японские мастера.
Спасибо, Наталия)
Если не читать сам рассказ-повествование, а смотреть только фотографии, то ни за что не определишь из чего сделаны эти великолепные вазы, которая одна лучше другой. Они все превосходны! И особое спасибо, Вера, что стараетесь показывать фото авторов этой красоты. Очень познавательно.
Спасибо, Людмила! Это точно, что по фото трудно бывает (не всегда) отличить фарфор от эмали. Мне самой этот вопрос всегда интересен, потому и стараюсь разыскать как можно более подробную и честную информацию об истории этих вещей. Всегда интересна биография мастера, хотя и не всегда доступна) Спасибо, что цените мои старания))
Такую красоту можно разглядывать очень долго.
Очень люблю это дело.))
Завораживающе!!! СПАСИБО, Вера!
Спасибо, Надежда!